Валентина Селихова
Мастер-класс «Логоритмика, как средство развития чувства ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с № 5
Логоритмика
метод всестороннего
Селихова В. Г.
Актуальность.
Публикация «Мастер-класс „Логоритмика, как средство развития чувства ритма“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Инновационная направленность.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. .(пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика)
ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной методики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
ЗАДАЧИ
-Развивать общую и мелкую моторику;
-Совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
-Развивать артикуляционный аппарат;
-Развивать и закреплять умение ориентироваться в пространстве (умение ориентироваться в пространстве напрямую связанно с развитием речи, мышлением и интеллектом ребёнка)
-Разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактических пособий;
-Воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи.
Предполагаемый результат
В результате проделанной работы, дети
стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально –
двигательным занятиям, освоили необходимый объм движений танцев, а так же различные имитационные движения; у них сформировались основы культуры движения, красивая осанка.
Более совершенным стало чувство ритма, что сыграло важную роль в
обучении их игре на детских музыкальных инструментах.
Ребята стали понимать ориентировку на себе (правая - левая рука,
нога) и от себя (направо, налево, вперд, назад). Они научились хорошо
ориентироваться в пространстве зала и выполнять различные построения: в
шеренгу, в колонну, по диагонали, врассыпную, по линии танца,
противоходом и т. д.
У них появились такие личностные качества, как уверенность,
активность, целеустремлнность, желание показать свои достижения
зрителям. Изменилось и протекание психических процессов: отмечены
сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и
воспроизведения, проявление творческого воображения.
Диагностические карты на начало эксперимента (сентябрь)
и его окончание (май) дают наглядное подтверждение важности
и необходимости такой работы с детьми.
ПРИНЦИПЫ
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Содержание занятий
Виды упражнений :
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса
- Артикуляционные упражнения
- Ритмические игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Пение песен и вокализов
- Чистоговорки
- Речевые игры
- Пальчиковые игры и сказки
- Игра на музыкальных детских инструментах
- Театральные этюды
- Коммуникативные игры
- Подвижные игры, хороводы, физминутки.
Сотрудничество специалистов
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.
Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.
Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.
Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.
Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.
Родители разучивают речевой материал с ребенком дома
Обобщение вывод
Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Литература
1 Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. - М. : Педагогика, 2008.
2 Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением
Детство-пресс Санкт-петербург ;1999.
3 «Логопедическая ритмика» ГА. Волковой, 2002 г
4 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.
5 Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000.
6 Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. :Академия, 2000г.