Нина Трегубова
Использование игровых педагогических технологий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Публикация «Использование игровых педагогических технологий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей» размещена в разделах
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя;
• игровая технология и др.
«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
• предметные,
• сюжетные,
• ролевые,
• деловые,
• игры-драматизации
Чтобы способствовать художественно-эстетическому развитию детей, в своей деятельности активно использую игры-драматизации.
Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
На занятиях может использоваться следующее оборудование:
— настольная и напольная ширмы:
— плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
— декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т. п.);
— наборы кукол для пальчикового театра;
— куклы би-ба-бо;
— рукавички с изображением мордочек животных:
— костюмы персонажей сказок;
игрушечные персонажи.
Игры-драматизации проходят поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направ-ленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па дру-гое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.
В играх-драматизациях решаются следующие задачи:
1. Воспитательно-образовательные:
обогащение знаниями, умениями, навыками;
развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
формирование норм поведения;
воспитание морально-волевых качеств личности.
2. Коррекционные:
закрепление навыков правильной, речи;
усвоение богатства родного языка;
усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
активизация и пополнение словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
развитие тонкой моторики рук.
Игры с элементами драматизации помогают в коррекционном воздействии, активизируют слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и являются необходимым условием увлекательной деятельности детей, формируется художественно-эстетические чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве, деятельности и игре.
Рассмотрим некоторые примеры таких игр.
1. Игра “Комар и Комарик”.
Летят навстречу друг другу Комар и Комарик (помахать руками и пальчиками). Летят и зудят свои песенки.
Комар: “З-З-З” Комарик: “ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ” Поприветствовали друг друга и полетели в разные стороны.
2. Игра "ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНКА"
Правила игры: Перед началом игры мы с детьми договариваемся о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто змею, кто листочек, кто дятла и т. д. Количество персонажей зависит от Вашей звуковой фантазии. Но обратите внимание: дети часто путают звуки С - 3; Ш - Ж; Ш - Щ и т. п. А в этой игре, изображая подряд змею (Щ) и листочек Ш-ш-ш, комара З-з-з и жука Ж-ж-ж и других персонажей, ребенок вынужден очень внимательно относиться к звукам и употреблять только нужный. Так в игре приходит сложный навык дифференциации, т. е. различения звуков.
3. Игры для автоматизации звуков в словах и фразах.
Лягушки: (чередование звуков С — Ш)
Дети Улыбаются, качая головой вправо-влево. Разводят руки в стороны.
Делают «пружинку».
поднимают руки вверх и встряхивают кистями.
Считалкой выбирают двух лягушек.
Логопед:
Что за крики у пруда:
Лягушки:
«Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода».
Список используемого материала :
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду:пособие для работников дошкольного учреждения-М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
1. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду6 «школьная пресса» -2000 г.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
3. 2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
5. Муллаярова Г., Гафурова Н. Развитие детей в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – С. 32-35.
6. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 43-46.
7. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
8. Шулика Е., Шинкарева М., Потапова И., Закутина Л. Развиваем выразительность речи // Дошкольное воспитание. 2006. - №8. – С. 54-57.
9. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей