Светлана Бычкова
Использование вариативных педагогических технологий приобщения дошкольников к восприятию музыки.
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми дошкольного возраста. Делает акцент на необходимость применения вариативных педагогических технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности. В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников. Процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста – есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами, гуманизации детских отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими музыкального опыта.
Публикация «Использование вариативных педагогических технологий приобщения дошкольников к восприятию музыки,» размещена в разделах
Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Стандарт определяет круг задач музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.
Н. Б. Берхин полагает, что постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Н. А. Ветлугина считает, что музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста).
Процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста – есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами, гуманизации детских отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими музыкального опыта.
Ведущая роль в организации педагогического процесса принадлежит воспитателю. В том случае, если педагог ориентирован на музыкальное развитие своих воспитанников, важной составляющей его профессиональной деятельности становится музыкально-художественная культура и процесс ее обогащения.
Слушание музыки детьми осуществляется в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности. Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии, и с какой целью использует воспитатель в работе с детьми.
Именно музыкальное восприятие является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении у разных авторов существуют большие разночтения.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Г. К. Селевко понимает под педагогической технологией систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам.
Как считает А. Г. Гогоберидзе, сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками базируются на следующих принципах, которые мы представим таблице.
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки
№ п/п Принципы Содержание
1 Принцип гуманизации. Учёт личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
2 Принцип учета
возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка.
Использование первичной диагностики восприятия музыки детьми, учёт её результатов и основных новообразований возраста.
3 Принцип учета и развития
субъектных качеств и
свойств ребенка
в ходе восприятия музыки. Учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, развитие активности, инициативности и самостоятельности
4 Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки. Свобода реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, выступать инициатором слушания музыки, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
5 Принцип педагогической поддержки. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
6 Принцип профессионального сотрудничества и сотворчеста. Профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками.
7 Принцип целенаправленности
процесса восприятия
музыки детьми. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами.
8 Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Необходимость критериального отбора музыкальных произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания.
9 Принцип систематичности
и последовательности
в организации процесса
восприятия музыки детьми. Постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.
10 Принцип продуктивности
процесса детского восприятия музыкальных произведений. Результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.
11 Принцип синкретичности. Объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников.
Предлагаемые исследователями методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками требуют сегодня, на наш взгляд, определенной систематизации действий педагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка. Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются в обновлении.
Мы рассматривали педагогические технологии как : способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Формирование музыкального восприятия с применением вариативных технологий – сложный процесс, требующий от педагога упорной и терпеливой работы. Однако он даёт положительный результат, можно наблюдать динамику развития восприятия музыки у детей дошкольного возраста.