Лучший педагог года

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий

Яна Галь
Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого – педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.

Публикация «Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий» размещена в разделах

Тема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что активность является неизменной предпосылкой формирования умственных качеств личности. Проблеме познавательной активности, способам и методам ее активизации были посвящены исследования педагогов – психологов Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гольперина, А. И. Леонтьева, В. А. Цукерман и др. Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.

Так одной из ведущих технологий при взаимодействии с детьми 5-7 лет в своей работе является игровая. Так как игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Произвольность поведения в старшем дошкольном возрасте является одним из важных составляющих готовности к школьному обучению.

На протяжении года в групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе по адаптированной программе «Развитие психологической готовности к школе детей 5-7 лет» (методологические основы Гуткиной Н. И. «Психологическая готовность к школе», 2004г.) использовались следующие группы игр и упражнения:

• формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• на обобщение предметов по определенным признакам;

• в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Дети всегда активно вступали в деятельность, при этом игровой сюжет развивался параллельно основному содержанию обучения, помогал активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Посредством игровой деятельности реализовались следующие функции:

1. Развлекательная (это основная функция игры).

2. Коммуникативная: освоение диалектики общения.

3. Самореализации в игре.

4. Игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

5. Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

6. Функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.

8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, после реализации данной программы были получены результаты с резкой динамикой на увеличение развития компонентов психологической готовности детей 5-7 лет к школе :

• 95% детей имеет высокий уровень мотивации учения (до коррекционно- развивающей работы - 45%);

• 84% обучающихся имеют высокий уровень мышления (до коррекционно-развивающей работы - 58%);

• 79% детей имеют высокий уровень работоспособности (до коррекционно-развивающей работы - 49%)

• 74% детей имеют высокий уровень вербальной и зрительной памяти (до коррекционно-развивающей работы 36%) и т. д.

В конце реализации данной программы у детей наблюдалось развитие следующих умений (показатели произвольности в поведении) :

- умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Вышеуказанные умения, как правило, формируются у детей к 7-8 годам – служат важным ресурсом для положительного обучения по программе школьного обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности.

Концептуальные основы игровых технологий таковы :

1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности, самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляциии самореализации.

2. Игра – форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Устнадзе).

3. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).

4. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

5. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

6. В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Структура данной технологии следующая :

1. Игровая задача.

2. Правила.

3. Деятельность.

4. Результат.

Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. Игровым технологиям присущи следующие особенности: свободная развивающая деятельность; творческий характер деятельности (ребенок имровизирует в игре); эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

Игровая форма организации образовательного процесса включает в себя следующие компоненты игры:

1. Игровой сюжет (позволяет «перенестись» в условное игровое пространство со свойственной ему воображаемой ситуацией).

2. Игровой образ (способствует перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной).

3. Игровая проблемная эмоционально-образная ситуация (в ее основу закладывается мотив чувства сопереживания игровым образам).

4. Творческие или дидактические задания (задания разрабатываются с целью реализации игровых действий в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, учебной и др. Задания направлены на решение образовательных задач).

5. Игровые действия (связаны с проявлением активности ребенка, состоят из отдельных элементов, которые выполняет ребенок).

6. Игровые правила (обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и деятельность детей, определяют характер и условия игровых действий).

7. Игровой результат (ориентирует детей на качество создаваемого творческого продукта).

8. Игровое оснащение (используются предметы, игрушки, схемы, модели, карточки с заданиями, картинки, иллюстрации и др.).

Как форма организации жизни и деятельности детей, игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает познавательные и творческие способности детей, повышает их активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Публикации по теме:

Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе посредством использования игровых технологий «Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе через использование игровых технологий» (2 слайд) В. А. Сухомлинский.

Мастер-класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» Мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством Дидактических игр и игровых приёмов» Цель: Развитие.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

Отчет по теме самообразования «Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий» Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Открытое занятие «Диагностика психологической готовности детей к школе» Тема: Игра в «урок психологии». Цель: Определить готовность детей к обучению в школе. Задачи: Обучающие: 1. Формирование интереса к обучению.

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений» В настоящее время год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: "Ориентировка в пространстве" 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Консультация «Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов» Дошкольный возраст – cамый благоприятный период для формирования и развития певчеcкого голоса. Пение теcно связано с общим развитием ребенка.

Развитие психологической компетентности детей дошкольного возраста посредством развивающей среды Психологическая компетентность ребёнка дошкольного возраста - это знание и понимание ребёнком себя, умение найти способы преодоления своих.

Семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий»Семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 22:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Яна Галь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД