Марина Ходаева
Мастер-класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством Дидактических игр и игровых приёмов»
Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.
2. Рассказать участникам мастер – класса, как познакомить детей с новой дидактической игрой.
3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.
Предлагаемые результаты для воспитателей:
1. Овладение некоторыми приёмами использования в работе дидактических игр.
2. Умение замечать и принимать индивидуальные особенности детей.
3. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.
4. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.
5. Умение педагога применять партнёрскую позицию в игровой деятельности ребёнка.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и игровых приёмов.»
- Дидактическая игра «Речевой тренажёр»
Цель игры : Пополнить словарный запас ребёнка, научить согласовывать слова по родам, падежам, числам, перейти от умения составлять словосочетание к умению строить целое предложение.
Сценарий проведения мастер – класса.
Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Сегодня я проведу для вас мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов.
(1 слайд) – заставка.
(2 слайд) – цитата П. Ф. Каптерева.
Хочу процитировать известного русского педагога – психолога П. Ф. Каптерева.
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которыми сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга.»
(3слайд) – фото самостоятельная деятельность детей.
Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружаущими.
(4 слайд) – фото таблицы.
Основополагающий принцип развития современного дошкольника, предложенный ФГОС – принцип интеграции образовательных областей. Принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования. Вот например в каких областях можно использовать словесные дидактические игры и игровые приёмы.
(5 слайд) – фото 1 ребёнка и группы детей.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использовании при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.
(6 слайд) – фото игр на столах.
Дидактические игры и игровые приёмы, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
3. Пособия должны быть внешне привлекательными.
Требования к дидактическим играм :
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр и игровых приёмов :
(7 слайд) – фото игр с мячом.
Дидактические игры и приёмы на развитие речи с мячом :
1. «Мяч бросай и животных, растения, овощи, фрукты, фигуры, месяцы, дни недели, цифры, дорожные знаки и т. д. – называй»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые понятия.
2 «.Я знаю 5 названий городов, посуды, одежды, мебели т. д.»
Цель: расширение словарного запаса детей за счёт употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
3. «Поговорим о предмете»
Цель: активизация и пополнение словаря ребёнка.
4 «Назови правильно»
Цель: правильно поставить ударение.
(8 слайд)
Дидактические игры и приёмы на развитие речи сердцем.
1. «Расскажи об этих вещах»
Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания.
2. «Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
3. «Укрась слово»
Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.
(9 слайд)
Дидактические игры и приёмы с клубком.
1. «Скажи наоборот».
Цель: расширение словаря запаса.
2. «Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
3. «Закончи фразу»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение.
Игровые упражнения с часами.
Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребёнка.
(10 слайд)
Настольно дидактические игры : лото, домино, пазлы.
(11 слайд)
«Спасибо за внимание!»
Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.
1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
2. Обеспечивается психический комфорт;
3. Дети запоминают большое количество речевого материала;
4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
А теперь, я предлагаю вам стать на некоторое время детьми и поиграть в очень интересную игру. Мы не разу не играли в эту игру. Она недавно оказалась у нас в группе.
ИГРА «Речевой тренажор»
Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я предлагаю вам уважаемые коллеги, поделиться своими впечатлениями.
РЕФЛЕКИЯ: у вас на столах лежат сердечки. Если вам было всё понятно и интересно дорисуйте на сердечке улыбку и опустите в корзиночку «Зайки».Если же было что – то не понятно и не интересно дорисуйте грустное сердечко и опустите его в корзиночку «Мишки».
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнением содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!