Валентина Алексеева
Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО
Слайд 2. ФГОС с 1.01.14 г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.
Публикация «Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО» размещена в разделах
Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании и использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д.
Слайд 3. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки детей, более эффективного использования времени.
В своей работе я изучаю и использую следующие образовательные технологии к различным формам организации детской деятельности согласно современным требованиям к дошкольному образованию.
Слайд 4. ИКТ технологии в «информационном» веке хорошо изучены и применяются в профессиональной деятельности педагогов.
- Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов, документации, отчетов.
- Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Слайд 5. К сожалению, в нашем детском саду нет таких возможностей, как в школе: в каждом кабинете интерактивная доска, ноутбук. Но мы стараемся идти в ногу со временем. Используем презентации на занятиях с детьми, в процессе проведения родительских собраний, проведение мастер-классов.
Слайд 6. Здоровьесберегающие технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Уверена, что эта технология имеет достаточно широкое применение в образовательных учреждениях. О
Слайд 7. Технология проектов.
Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью педагоги нашего детского сада занимаются ни один год.
Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Самые большие проекты, проведенные мною это «Вперед к олимпийским вершинам»; «Река, ручей и пруд моей малой родины», «Всегда будем помнить».
Слайд 8. Технология «Портфолио».
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценку) индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл – «показать все, на что ты способен».
Использование такой формы оценки достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
Портфолио педагога помогает развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать умение ставить цели, планировать и организовывать проектную деятельность. Данный термин пришел в педагогику из бизнеса и политики. Портфолио может быть служебным, профессиональным, деловым и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Слайд 9. Игровая технология.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры; учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Слайд 10. В своей работе я использую логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. А также дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада.
Слайд 11. Технология исследовательской деятельности.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, подбираю содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др., создаю проблемные ситуации, решая которые ребенок открывает для себя что-то новое.
Для исследовательской деятельности я выбрала доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений;
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).
Исследования провожу при организации непосредственно образовательной деятельности в виде партнерской деятельности взрослого с детьми. Основным признаком партнерской деятельности является добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.
Слайд 12. Технология организации совместной деятельности. Технология направлена на организацию детского опыта (детских открытий).
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности
• Актуализация знаний и умений детей по предполагаемой теме
2. Затруднение в игровой ситуации:
• Мы это не знаем, мы это еще не умеем.
• Выявляем детские вопросы и вместе с детьми определяем тематику обсуждений, будущей деятельности.
• Вместе ищем выход из затруднительной ситуации
3. Открытие нового знания или умения
• Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения.
• Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации
• На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение.
• В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала.
• Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания
• Самостоятельное применение нового на практике.
6. Подведение итогов
• Что нового узнали?
• Где это знание пригодится?
Результат: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от желаний и потребностей ребенка к знаниям, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, опираясь на зоны ближайшего развития ребенка.
Слайд 13. Подведение итогов
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Применение инновационных педагогических технологий способствует :
• повышению качества образования;
• повышение квалификации воспитателей;
• применение педагогического опыта и его систематизация;
• использование компьютерных технологий воспитанниками;
• сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
• повышение качества обучения и воспитания.