Залина Дзгоева
Мастер-класс для воспитателей Применение развивающих игр творческого характера как средства развития диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей «Применение развивающих игр творческого характера как средства развития диалогической речи дошкольников»
Учитель-логопед З. А. Дзгоева
Цель: обучение участников мастер-класса использованию творческих игр для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей Применение развивающих игр творческого характера как средства развития диалогической речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.
- Вызвать у участников интерес к использованию развивающих творческих игр в работе с детьми.
Актуальность.
В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. И эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.
Творческие игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка, его интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Они – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Существует несколько принципов работы в этом направлении:
1. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.
2. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса (если брать работу по диалогу раз в квартал, результатов не дождетесь).
3. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий, к более сложным.
4. Этиопатогенестический принцип, означающий дифференцированное построение процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).
5. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы).
6. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
7. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребенка).
Уважаемые коллеги, на консультации мы с вами разобрали, какие же виды творческих игр для развития диалогической речи мы с вами можем применять в своей работе. А теперь я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса. Вам предстоит выполнить несколько заданий, первым из которых станет небольшая интеллектуальная разминка. Пожалуйста, внимательно слушайте мои вопросы и отвечайте только «Да» или «Нет».
1. Задание №1. Разминка «Да-Нет»
• В слове «яркая» 7 звуков. (Да)
• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
Задание №2. «Пальцовки» или пальчиковая гимнастика для мозга»
В детстве мы развиваем мелкую моторику рук – сначала учимся есть столовыми приборами, потом собираем конструктор, лепим из пластилина. Выходя на новый уровень, мы учимся писать, осваиваем более точные движения. Однако после пика активности всегда происходит спад. Определив у себя ведущую руку, научившись ей писать, как правило, мы продолжаем ее использовать для более точных движений, не развивая вторую.
Амбидекстрия – это способность одинаково управлять обеими руками в любой деятельности. Ее можно развить сразу, если ребенок проявляет симметричную активность, либо уже в сознательном возрасте намеренно. Но с какой целью себя переделывать? Дело в том, что управление левой и правой частью тела — прямая проекция взаимодействия полушарий нашего мозга. Межполушарное взаимодействие обеспечивает целостную систему работы мозга, что напрямую влияет на работу познавательных функций – внимания, памяти, мышления, и как следствие, на нашу продуктивность.
Современные технологии все меньше заставляют нас что-либо выполнять руками: мы отдаем голосовые команды, почти не пишем ручкой, выполняем минимум сложных моторных операций за компьютером и в быту. Отказ от мелкой моторики влечет за собой неизбежное ослабление функций мозга. Чтобы его остановить, необходимо ежедневно выполнять комплекс упражнений. Как с физическими нагрузками, здесь важна система, и поначалу с непривычки это сложно, но с развитием навыка также растет польза.
Упражнения называются "Пальцовки" и основаны на различных комбинациях пальцами рук. Как это связано с мозгом? Все очень просто. Правая рука дает сигнал левому полушарию; левая рука подчиняется правому полушарию.
Таким образом, «Пальцовки» синхронизируют работу обоих полушарий и наш мозг равномерно распределяет нагрузку, активирует большее количество клеток и создает новые нейронные связи.
Упражнение 1. «Колечки»
Нажимайте на большой палец кончиками остальных пальцев по очереди: указательным, средним, безымянным, мизинцем. Проделайте это в обратном направлении. Выполняйте упражнение обеими руками одновременно.
Когда освоите технику параллельного движения пальцами, поменяйте направление. Сначала на левой руке начинайте упражнение с указательного пальца, а на правой – с мизинца. Потом на левой руке начинайте упражнение с мизинца, а на правой – с указательного.
Упражнение 2. «Колечки, щелчки»
Левая рука: нажимайте на большой палец кончиками остальных пальцев по очереди – указательным, средним, безымянным, мизинцем. Проделайте это в обратном направлении.
Правая рука: поместите подушечку большого пальца на ноготь указательного и резко выпрямите указательный палец, как бы «щелкнув» или «выстрелив» им. Проделайте это по очереди с остальными – средним, безымянным, мизинцем. Проделайте это в обратном направлении.
Когда освоите технику параллельного движения пальцами, поменяйте направление. Сначала на левой руке начинайте упражнение с указательного пальца, а на правой – с мизинца. Потом на левой руке начинайте упражнение с мизинца, а на правой – с указательного.
Поменяйте упражнения на руках местами: смыкайте кольца на правой руке, делайте щелчки – на левой.
Упражнение 3. «Класс – о’кей»
Хлопок – одна рука «класс», другая рука «о’кей»; хлопок – поменяли руки. И т. д. постепенно наращивая темп.
Упражнение 4. «Ухо – нос»
Хлопок – одной рукой взялись за мочку уха, другой – за нос; хлопок – поменяли местами руки. И т. д. постепенно наращивая темп.
Упражнение 5. «Козырек – класс»
Правая рука приставляется ко лбу «козырьком» (большой палец поджать, левая рука показывает «класс», затем поменять руки. На этапе усложнения можно выполнять смену рук через хлопок. Постепенно наращивать темп.
Задание №3. «Артикуляционная сказка».
Перед вами лежат кубики с разными упражнениями для артикуляционной гимнастики. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляционную сказку с этими упражнениями.
Задание № 4. Скороговорки на развитие дикции.
Каждый педагог берет листок со скороговоркой.
- Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
• Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
• Королева кавалеру подарила каравеллу.
• Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
• Перепелка перепелят прятала от ребят.
• Ягод нет кислее клюквы, приготовим клюкву куклам.
• На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.
• В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
• Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
• На окошке мошку-крошку ловко ловит лапой кошка.
• Купила бабуся бусы Марусе.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.
• Шесть мышат в камышах шуршат.
• Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
• Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Задание №5. «Хитрые загадки»
1. Туфелька Золушки – простая или золотая? (Хрустальная)
2. У Колобка на шее был бант или галстук? (Ничего не было)
3. Зимой и летом одним цветом – это волк или заяц? (Елка)
4. Котенок Гав гавкает или тявкает? (Мяукает)
5. Кого водила на веревочке Шапокляк – кошку или собаку? (Крысу)
6. Сколько человек тянули репку? (Трое)
7. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»(Шесть)
8. У Буратино ключ – железный или деревянный? (Золотой)
Задание №6. Инсценирование сказки «Репка»
Педагоги распределяют роли, отгадав загадки про персонажей сказки (кто первый отгадал – тот и становится загаданным персонажем, надевают шапочки-маски, берут заготовленный заранее текст сказки и занимают места в зале.
Загадки:
1. Вышел хан, поднял кверху кинжал.
2. Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре.
3. Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
4. Читает на ночь сказку
Всегда мне эта дама.
Любовь мне дарит ласку,
Но мне она не мама.
Кто же эта дама,
Коль, мне она не мама?
5. Мала, а никому не мила.
6. Старики ее балуют
Больше, чем своих детей.
Заласкают, зацелуют,
В целом мире нет милей.
7. В землю села она крепко.
Одному не справиться,
И поэтому за дедом
Хвост длиннющий тянется.
Автор: Дедка репку посадил,
Дедка репке говорил:
Дед: Ты расти, расти большая,
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться,
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять.
Ох, устал! Пора поспать.
Автор: Спит дедулька без забот,
Репка, между тем, растет.
Вот уж осень на дворе,
Зябким утром в сентябре.
Дед проснулся, испугался…
Дед: Ах, я старый! Разоспался!
Репку уж пора тянуть,
Подросла, гляжу, чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась,
Мне такая и не снилась!
Запасусь я репкой впрок!
Кто бы мне чуть-чуть помог!
Знать, придется бабку звать,
Помоги мне, слышишь, мать!
Бабка: Слышу, слышу я! Бегу!
И, конечно, помогу!
Автор: Репку тянет с бабкой дед,
Ну, а репке – дела нет!
Бабка: Что ж ты, старый натворил?
Ты ж ее перекормил!
Как сидит в землице прочно!
Дед: Нам помощник нужен срочно!
Бабка: Надо внучку нам позвать.
Маша, внучка, хватит спать!
Репку вытянуть невмочь!
Просим мы тебя помочь.
Внучка: Ой, бабулечка! Ой, дед!
Знатный будет нам обед!
Друг за дружкой мы все встанем,
Репку из земли достанем!
Автор: Ну, а репка – точно спит!
Не шелохнется! Сидит!
Внучка: Не управимся втроем!
Может, Жучку позовем?
Жучка, быстренько беги!
Репку тянем – помоги!
Жучка: Тяв-тяв-тяв! Привет, друзья!
Помощь вам моя нужна?
У меня силёнок много!
Вмиг приду вам на подмогу!
Автор: Стали репку все тянуть.
Ну, давай! Еще чуть-чуть!
Ну, а репка – словно спит!
Как сидела – так сидит!
Жучка: Да, у репки вес велик…
Нужен трактор…. Или бык!
Эй, смотрите на окошке
Свою шёрстку моет кошка!
Всё мурлычет, всё поёт!
Эй, сюда! Хозяйка ждет!
Автор: Кошка сладко потянулась…
Жучке хитро улыбнулась…
Ловко спрыгнула с окошка.
Кошка: Кто тут спрашивает кошку?
Бабка: Дам тебе я молока.
И сметаны… а пока!
Просим мы тебя помочь!
Репку вытянуть невмочь!
Кошка: Я друзьям помочь готова!
Ну-ка, встанем к репке снова!
Автор: Репка, вроде бы, проснулась,
И немного покачнулась…
«Ох, не стало больше сил!
Что же делать?», - Дед спросил
Кошка: Мяу! Идея! Мной вчера
Мышка поймана была!
Мы немного порезвились…
Поиграли, подружились!
Есть ее не стала я…
И теперь мы с ней друзья!
Мышка, мышка, выручай!
Тянем репку – помогай!
Мышка: Ой, подружка, как живешь?
Может быть, чайку нальешь?
Внучка: Чай потом! Сначала овощ…
Репку тянем, ты – нам в помощь!
Мышка: Потрудиться я не прочь!
Как подруге не помочь?
Автор: Снова встали все в рядок
Поднатужились чуток…
Потянули дружно, крепко!
Вот и вытянули репку!
Дед: Мы отлично потрудились!
Бабка: И друг с другом подружились!
Внучка: Вместе мы всегда сильнее!
Жучка: И умней, и веселее!
Кошка: Дружбы нашей нет важней!
Мышка: А теперь – чайку налей!
Рефлексия.
- По театральной традиции в конце каждого спектакля артистам дарят аплодисменты и цветы. Аплодисменты у нас самые что ни на есть реальные. А вот букеты у нас будут воображаемые… А состоять они будут из необычных цветов – ваших мнений об увиденном и услышанном сегодня и из ваших пожеланий и предложений.
Педагоги высказывают свое мнение о мероприятии, делятся впечатлениями, высказывают предложения о темах будущих встреч.