Приложение МААМ

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ»

Елена Тетерина
Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры младшего школьника»

Тетерина Е. Н. ,

учитель православной культуры

МОУ «Бессоновская СОШ»

Цель мастер-класса :- передача опыта по использованию стратегий критического мышления в групповой работе, применение творческих заданий, как один из способов повышения познавательной активности детей.

Публикация «Мастер-класс „Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ“» размещена в разделах

Задачи : создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

распространение педагогического опыта. Выстраивание диалога.

Форма мастер-класса : лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: - раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов); - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;

Приё мы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.

Ход мастер-класса

Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Когда вы заходили в класс вы выбрали цветную ладошку. Те, кто выбрал оранжевую – того ждёт успех на занятии, фиолетовую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, розовую – те, кто будет самым активным. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.

1. Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»

Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»

Цель : снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги. Анализ упражнения: (обсуждение с коллегами). Чему способствует проведение данного упражнения (в обсуждении плавно перейти к теме мастер-класса)

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» объединил нас сегодня на мероприятии. Поэтому в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье) :

Курск ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Внутренний мир.

Мотивация

В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире, низкий уровень воспитанности, нет мотивации к осознанному нравственному поведению. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Целью курса ОРКСЭ – является формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданин.

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения.

Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».

Я веду модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этике». По окончанию изучения данного курса наблюдается положительная динамика: учащиеся умеют работать в группе, слушать и слышать друг друга, уважают мнение других, из большого объёма информации умеют выделять главное.

Теоретическая часть.

Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно. Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании курса требует овладения интерактивными методами обучения и овладения культурой работы и использования ПК, информационными технологиями, работа с интерактивной доской.

При подготовке урока использую такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.

На уроках осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:

приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;

развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;

воспитание и уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.

Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся надпредметные умения:

умение работать в группе;

умение графически оформить текстовый материал;

умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Использую такие письменные приёмы, как:

Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)

«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)

«Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты – развивают поэтические способности учеников)

Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)

Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).

Один из приёмов технологии критического мышления – кластера.

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Практическая часть.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока из модуля «Основы светской этике» по теме: «Семья – самое ценное в жизни человека» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: “И мира тоже”.

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.

Работа с пословицами и поговорками.

А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл.

Конец - делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

Учись смолоду - пригодится в старости.

Работаем над толкованием пословиц.

Конец - делу венец. Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.

Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.

Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.

Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока : на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении.

В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:

• 1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;

• 2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;

• 3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;

• 4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей, помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

1. Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.

3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников).

Интерактивная игра «Виртуальный диалог с великими людьми» (4 минуты)

Участникам методической мастерской предлагаю порассуждать на данную тему в интерактивной игре «Виртуальный диалог с великими людьми».

- Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика.

Работа по группам.

-Разделитесь на 2 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.

1-ая группа. «Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)

Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

2-я группа.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

Как Вы понимаете эти высказывания? На что открывает глаза такое мнение великих людей? Спасибо за ваше мнение, коллеги!

Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Итак, я предлагаю вам, коллеги, порассуждать: что же является основным источником нравственного опыта?

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т. д.

Какие же особенности духовно – нравственного воспитания на занятии позволяют посеять ценные семена?

Это приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви, сострадания, сочувствия, соучастия. Формирование представлений о духовно- нравственных ценностях (семья, честь, добро, любовь, верность). Это наши семена.

А чтобы наши семена дали дружные всходы, им необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат. Какие, на ваш взгляд пути и средства на уроке будут способствовать духовно - нравственному развитию ребенка?

В модели появляются Капельки:

- продуктивная деятельность;

- взаимодействие с родителями;

- праздники и развлечения;

- игровая деятельность;

- индивидуальная работа;

- экскурсии.

Только на таких занятиях «появляются ростки»

Итоги мастер – класса. (3 минуты)

Положите свою ладонь на выбранную в начале нашей встречи заготовку. Прочувствуйте ситуацию. Каждый палец – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече. В течение полминуты допишите любую фразу:

Большой палец – сегодня для меня было важно и интересно…

Указательный - я получил рекомендации…

Средний - мне было трудно…

Безымянный – моя оценка мастер-класса…

Мизинец - для меня было недостаточно…

Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога : направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.

1. Упражнение-разминка «Нас с тобой объединяет»

2. Синквейн Курс ОРКСЭ

3. Фрагмент урока ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: “И мира тоже”.

4. Работа с пословицами и поговорками

Венец, делу, конец -

Дело – гуляй, кончил, смело.

Учись - пригодится в старости, смолоду

5. «Виртуальный диалог с великими людьми»

1-ая группа. «Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по православному» (святой Тихон Задонский)

2-я группа.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

Как Вы понимаете эти высказывания? На что открывает глаза такое мнение святых людей?

Рефлексия

Публикации по теме:

Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи» Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи». Учитель-логопед МОБУ.

Дети в годы Великой отечественной войны. Содеятельность познавательного характера, с элементами медиа технологии.Дети в годы Великой отечественной войны. Содеятельность познавательного характера, с элементами медиа технологии. Конспект – сценарий образовательного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги: Жданова Н. А. ОУ: Муниципальное бюджетное.

Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение лэпбука» Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук». Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Мастер-класс по изготовлению доски для выполнения математических заданийМастер-класс по изготовлению доски для выполнения математических заданий В наши дни предлагается очень много различных методических пособий для выполнения математических заданий, так как ребенок должен прийти.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Презентация «Мастер-класс. Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания» Цель мастер - класса– осмыслить возможности использования игровой технологии для повышения качества знаний на уроках истории и обществознания.

Применение ИКТ на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ Применение ИКТ на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ. Образовательных технологий.

Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе По мнению Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского уроки труда оказывают положительное влияние на умственное развитие учащихся коррекционной школы. Они.

Применение технологии веб-квеста на уроках английского языка В программных документах Федерального Государственного Образовательного Стандарта, сказано: «главным результатом школьного образования должно.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ»
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 22:07
+121Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тетерина (УИ 1822079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД