Залия Шаяхметова
Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать возможности использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.
Вводная часть Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста». Но прежде хочу задать Вам несколько простых, но очень интересных вопросов:
• За чем вода в стакане? (за стеклом)
• В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
• В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тико-конструктор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
• Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
• У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (сообразительность, креативность, внимание, мышление)
А какие приемы умственной деятельности Вы использовали? (сравнение, анализ, обобщение)
Это и есть приемы логического мышления. Как вы считаете, зачем логика ребенку, взрослому? (развивает внимание, учит мыслить ясно и четко, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе)
Теоретическая часть В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС педагогам открываются большие возможности использования различных педагогических технологий, методик, видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы. Их существует огромное количество. (ПРЕДСТАВИТЬ ПРОСТО НА СЛАЙДЕ)
Почему же именно конструкторы? Именно конструирование? Обучение конструированию, по мнению Белошистой А. В., способствует как формированию общих конструктивных умений, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Отмечу, также, что ФГОС ДО предъявляет требования к наполнению развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций. Учитывая данное требование ФГОС, считаю, что принципиально важное значение имеет сегодня наполнение развивающей среды современными видами конструкторов, в частности, хотелось остановиться именно на конструкторе «ТИКО».
«ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО НПО «РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Данный конструктор представляет набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Почему же именно этот конструктор? Использование современного ТИКО-конструктора, на наш взгляд, позволяет знакомить с геометрическими фигурами, с основным спектром цветов, кроме того развивает творческие способности, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивает мелкую моторику пальцев рук, благодаря необычному соединению, также формирует умение следовать образцу. Кроме того, данный конструктор позволяет осуществлять как плоскостное конструирование, так и объемное. Поэтому сконструировать можно бесконечное количество игровых фигур, что вызывает желание и интерес со стороны ребенка к этому конструктору. Возможности этого конструктора можно перечислять бесконечно, существует несколько видов данного конструктора, но это уже отдельная тема.
Практическая часть Сейчас, я хочу Вам показать, несколько примеров заданий на развитие логического мышления с использованием деталей конструктора, а также мы немного поконструируем.
1 задание, самое элементарное для детей младшей-средней группы: разложи правильно детали по корзиночкам. Как Вы считаете, на развитие какого логического приема мышления направлено это задание? (классификация) Количество корзиночек может увеличиваться в зависимости от количества фигур, с которыми знакомы дети.
2 задание, какая понадобится фигура, чтобы получился дом?
3 задание, какие фигуры можно использовать, чтобы получился танк?
4 задание, какие фигуры понадобятся для создания самолета?
5 задание, найди лишнюю фигуру, раскрась её.
6 задание, для детей старшего дошкольного возраста:
- какая фигура находится справа от, слева от….;
- какая фигура находится между ….
7 задание «Запомни расположение» для детей старшего дошкольного возраста. Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по представлению создаете данную фигуру.
Выполнение задания
Предлагаю проанализировать полученные фигуры:
- какие геометрические фигуры использовали для постройки?
- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?
- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?
- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?
- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?
Вот таким образом, через анализ сконструированной фигуры, через анализ схемы проходит работа над формирование логического пространственного мышления.
8 задание. Ну и, конечно же, работа по развитию логического мышления осуществляется в процессе конструирования. Выделяют множество типов/видов конструирования, но я в своей деятельности использую:
• конструирование по схеме
• конструирование по образцу
• конструирование по замыслу
(расставлены 3 стола с необходимым материалом)
Сейчас Ваша задача сконструировать фигуры, у каждого стола своё задание:
• 1 стол конструируют по схеме.
• 2 стол конструирует по образцу.
• 3 стол конструирует по замыслу.
А затем мы с Вами вместе сделаем выводы о выполненной работе.
Выполнение конструирования Итак, Ваша задача была сконструировать по схеме, как Вы считаете, какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по схеме? (сравнивать, анализировать, синтезировать)
Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по образцу? (сравнивать, анализировать)
Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по замыслу? (синтез, представлять в умственном плане задуманное, умозаключение, т. е. путем ошибок в постройке сделали умозаключение о том, чтобы получалась так, как мне надо необходима эта деталь, а не та)
Заключительная часть Итак, я постаралась показать Вам возможности использования ТИКО конструктора в процессе развития логического мышления дошкольников.
Конструктор – это универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал для занятия детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в создании построек, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего прочего. Я начала изучать конструкторы по необходимости и рассматривала их только в рамках развития пространственных представлений детей. Но настолько увлек меня процесс изучения, столько было проанализировано мною конструкторов, столько возможностей использования конструкторов я открыла для себя, что решила продолжить изучения данной темы, но в рамках изучения процесса развития логического мышления.
Рефлексия
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если Вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – возьмите фигуру треугольник. Ну, а если это всё Вас совсем не тронуло – выберите четырехугольник. Выбранные фигуры прошу положить в эту коробочку, чтобы я могла проанализировать свою работу по завершению.
Спасибо Вам, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!