МААМ-картинки

Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»

Елена Иванова
Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детей

среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО»

Актуальность и новизна опыта

Публикация «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора „Тико“» размещена в разделах

Когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизации в России и делает ставку на инновационные технологии, сфера образования не может оставаться в стороне от этого государственного заказа.

Одной из таких технологий деятельностного типа является конструирование. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников, наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.). Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Теоретическая обоснованность опыта

В работах отечественных психологов и педагогов установлено, что конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. В процессе предметно-чувственной деятельности ребята способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать между ними связи и отражать их в образной форме.

Одним из инструментов развития творческих и логических способностей детей выступают игры с конструктором ТИКО для плоскостного и объёмного моделирования.

Идея создания конструктора ТИКО принадлежит доктору физико-математических наук, профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Для детей разных возрастов предлагается широкий выбор конструкторов ТИКО, из которых можно создать бесконечное множество игровых фигур.

Системность и технологичность опыта

Внедрение в образовательный процесс ТИКО-конструирования как технологии деятельностного типа начала со средней группы. Основной целью моей работы стало формирование у дошкольников конструкторских способностей и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

На протяжении всего периода работы над опытом являлась участником экспериментальной деятельности в рамках региональной площадки по теме «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ».

В январе 2017 года прошла курсы по теме: «Современные средства развития конструктивно- модельной деятельности дошкольников в контексте ФГОС».

На подготовительном этапе создания условий для внедрения технологии ТИКО конструирования в образовательную деятельность разработала перечень мероприятий, который включил в себя:

- анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды по конструктивной деятельности в группе в соответствии с ФГОС ДО;

- разработку методического и дидактического материала.

Работа с детьми

Для реализации технологии ТИКО конструирования в состав рабочей группы в которую я входила была разработана рабочая программа «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО».

Основное предназначение Программы - амплификация (обогащение) детского развития посредством интеграции современного конструктора ТИКО в образовательную деятельность с детьми пятого – восьмого года жизни.

В соответствии с федеральным стандартом Программа построена на принципах:

- индивидуализации дошкольного образования, который учитывает интересы, способности, возрастные и психологические особенности каждого ребенка;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых. Реализация данного принципа предоставляет детям возможность высказывать свои взгляды, мнение, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;

- последовательности, который предполагает овладение ребенком конструктивных навыков от простого к сложному.

Образовательная деятельность по развитию у дошкольников познавательных действий и конструкторских умений осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Конструктор ТИКО интегрирован в конструктивно-модельную деятельность, которая проводится 1 раз в неделю в вечернее время в соответствии с циклограммой деятельности педагога и детей. Кроме того, используется в ООД по ФЭМП как средство освоения математических понятий, формирования пространственных и логических представлений.

)

Также в театрализованной деятельности как средство для создания декораций. Вне организованной деятельности в группах работает центр конструирования.

В программе определены формируемые представления и умения, формы и методы образовательной деятельности по ТИКО конструированию.

Во время образовательной деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Занятия строю на основе практической работы с конструктором ТИКО и знакомлю детей с такими видами творческого конструирования как :

1) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

2) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные простейшие модели.

На занятиях по конструированию и в свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из ТИКО, тем самым развивая творческое и техническое мышление.

Работа с родителями:

Успешность работы по реализации Программы зависит и от тесного сотрудничества с семьей. Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению использую разнообразные формы.

Информацию об особенностях и возможностях конструктора ТИКО довожу до сведения родителей на собраниях, игротеках, в индивидуальных беседах.

Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, на сайте детского сада, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.

Работа с педагогами

На этапе внедрения главной задачей стало ознакомление педагогического коллектива с технологией ТИКО конструирования через разнообразные формы методической работы.

На практико-ориентированной консультации «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО конструктором для объёмного моделирования» познакомила педагогов с ТИКО конструктором и его возможностями.

В рамках тематического контроля «Развитие конструктивных навыков у детей» приняла участие в смотре-конкурсе «Современный центр конструирования», где заняла 1место.

Экскурсия в группу позволила коллегам расширить представления о создании данного центра.

На творческой неделе показала открытое занятие по конструктивной деятельности в средней группе.

На районном методическом объединении представила педагогам сообщение из опыта работы и провела мастер - класс на тему «Светлая Пасха».

На совещании при заведующем выступила с материалами из опыта работы по теме.

Таким образом, сотрудничество с педагогами определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.

Результативность опыта

На этапе обобщения можно подвести некоторые итоги и сказать, что в результате внедрения в образовательную деятельность конструкторов ТИКО :

- у детей наблюдается повышение интереса к конструктивной деятельности (дошкольники с удовольствием конструируют простейшие плоскостные и объемные модели по образцу, схеме, замыслу)

динамика формирования:

• Регулятивных умений (планировать и организовать собственную деятельность в процессе конструирования)

• Познавательных умений (выделять цвет, форму, величину деталей, анализировать предмет, выделяя его основные части, различая их по величине и форме, устанавливая пространственное расположение частей предмета относительно друг друга.)

• Коммуникативных умений (договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе совместного конструирования)

Положительным моментом стало то, что конструктор ТИКО прекрасно дополняет комплексно-тематическое планирование как эффективное средство создания моделей окружающей действительности по теме недели.

Результатом работы можно считать участие детей в конкурсах разного уровня.

На районном конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» в номинации «Технические виды творчества» ребята заняли первое место.

В международном конкурсе «Светлая Пасха» творческие работы детей были отмечены дипломом 2-й степени.

В январе 2018 года стали участниками всероссийского конкурса «ТИКО – изобретатель» по теме «Растительный и животный мир планеты»

Анализ анкетирования родителей показал, что после проведенной работы:

- 89% уверены, что конструирование призвано развивать функции мышления, памяти воображения, внимания

- 79% считают, что проводимые мероприятия по направлению необходимы и важны

- 84% поддерживают интерес ребенка к конструированию дома.

Инновационная технология ТИКО конструирования, разработанный методический и дидактический материал внедрены и активно используются педагогами учреждения в образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возра

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования Информационная справка об авторе индивидуального образовательного маршрута педагога Ф. И. О: Верхотурова Вероника Анушавановна Должность:.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративного рисования «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через декоративное рисование»Слайд 2. Декоративное рисование.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования солью МБОУ «Новокиевская СОШ» Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации» 2017–2018 г С детьми вспоминаем Что такое театр., рассказ воспитателя о истории театров г Кемерово,рассказы детей о посещении театров. рассматриваем.

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством различных конструкторов Цель: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством различных конструкторов. Задачи: Формировать у детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации Актуальность Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру.

Автор публикации:
Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 11:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД