Елена Ковалева
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
«Детский сад «Голубок»
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Ковалева Е. В.
г. Сорск
2009 г.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение.
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Однажды у Эйнштейна спросили: «Чем гениальный человек отличается от обычного?». И Эйнштейн ответил: «Если обычный человек будет искать иголку в стогу сена, то он, найдя ее, прекратит все поиски, а гениальный человек будет продолжать искать и вторую иголку, и третью, и даже четвертую и пятую». Логично говорил Эйнштейн? - конечно логично.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления. Ведь это пригодится в жизни!
Очень важно начать развивать логическое мышление с детства.
Все родители мечтают, чтобы их дети росли развитыми, умными, образованными.
В любом ребёнке с рождения заложены способности, которые даны каждому человеку природой. Если родители правильно будут их развивать, то у детей будут проявляться способности. Но и здесь необходимо не опоздать с формированием этой базы будущего дара. Разовьет свои способности маленький человечек или загубит их, зависит в основном от воспитания родителей и педагогов. В любом ребенке можно вырастить талант! Дети способны легко воспринимать всё новое и впитывают любую информацию, как губки. Человеческий мозг развивается не только с возрастом, но и при активной работе.
Задача развития способностей ребёнка состоит не только в том, чтобы просто научить счёту, чтению и решению различных задач, а выбрать правильные игры, упражнения, и в этой свободной игровой манере заставлять детский мозг работать и развивать все заложенные природой способности, которые в дальнейшем и дадут возможность быстро найти решение. Для этого, как ни что другое, подходят логические задачи.
Логические задачи могут быть на самые разные темы: математические, физические, химические, детские, на память, с нестандартным заданием, задачи на смекалку, со скрытым подвохом и еще много всяких вариантов.
В ребёнке очень важно своевременно развивать логические и психические функции: внимательность, воображение, логический подход к задаче, память.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Логические задачи дают возможность в игровой форме заниматься с ребёнком, не боясь, что ему это быстро надоест. Уникальность логических задач состоит в том, в их решении могут участвовать не только задания, написанные в учебниках и решать эти задания можно не только на бумаге. В качестве подсобных материалов могут служить спички, кубики, кольца, верёвочки, вырезанные из картона фигурки и многие другие предметы.
Разнообразие логических задач даё т возможность заниматься с детьми в любой обстановке: дома, в дороге, на уроках в дошкольных учреждениях и в школах. Все настольные и компьютерные игры базируются на логических задачах и дают большое разнообразие в выборе.
Словесная игра «Концовки».
Дети должны закончить предложение:
Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).
Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).
Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.
Тема: Посуда, пища.
Хитрые вопросы.
Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).
Что никогда не поместится в кастрюлю? (Ее собственная крышка).
КАКАЯ ОДЕЖДА?
Летом, в жаркие часы,
Только майка да трусы.
А зимою нам нужны
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка свитер
Впрочем, я
Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь).
Найди пару словам.
1. Огород – морковь, сад…. Забор, Грибы, Яблоня, Колодец, Скамейка.
2. Цветок – ваза, птица … Клюв, Чайка, Гнездо, Перья.
3. Часы – время, термометр…. Стекло, Температура, Кровать, Больной, Врач.
4. Машина – мотор, лодка…. Река, Маяк, Парус, Волна.
5. Стол – скатерть, пол …. Мебель, Ковер, Пыль, Доски, Гвозди.
6. Стул – деревянный, игла - Острая, Тонкая, Блестящая, Короткая, Стальная.
Шутки-чистоговорки:
Ри-ри-ри – мы купили сухари.
Ле-ле-ле – мы катались на осле.
Са-са-са – на столе сидит оса.
А теперь вы продолжите чистоговорку:
Ма-ма-ма - ….
Си-си-си - ….
Су-су-су - ….
Ус-ус-ус - ….
Чу-чу-чу - ….
Ло-ло-ло - ….
Вы-вы-вы - ….
И другие.
Уважаемые родители занимайтесь с детьми, пользуясь логическими задачами - решайте головоломки, кроссворды, играйте в настольные и компьютерные игры. И тогда ваш ребёнок будет вам благодарен, что вы помогли ему в развитии своих интеллектуальных способностей!
Список использованной литературы:
1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления : старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1.
2. Агаев Е. Формирование элементов логического мышления / Дошкольное воспитание. - 1982-№1
3. Акулова, Е. Познаем логические отношения : дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8.
4. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013.
5. Богат, В. Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / В. Ф. Богат; В. Ф. Богат // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 4.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко – М. : Просвещение, 1985