Вероника Шибаева
Выступление с элементами мастер-класса «Орнамент Зайцева в развитии логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития логического мышления у дошкольников в практической игровой деятельности с орнаментом Зайцева.
«Орнамент» - уникальная авторская игра Николая Зайцева, с помощью которой воспитатель сможете ознакомление ребенка с разнообразными геометрическими фигурами, развить логику и творческие способности детей.
Темочки:
- Заяц, зайчики. Конструирование, поделки
- Логическое мышление
- Орнамент и узоры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Орнамент — пособие для дошкольников и школьников.
В комплекте:
256 геометрических разноцветных элементов;
таблица ф. А3;
методическое руководство (ф. А4, 16 стр., цв. печать).
Фигуры используются для внутренних и наружных обводок с последующим заштриховыванием или закрашиванием. Из них собираются ритмические цепочки, гирлянды, орнаменты (ковры, паркеты, витражи). Ставя фигуры на ребро, можно выстраивать различные сооружения.
Все фигуры — перевертыши: желтого цвета, например, с одной стороны и черного с другой. Половина фигур — рамки, половина — вкладыши. Учебное пособие развивает художественное воображение, чутьё.
Пособие выполнено в виде набора рамок и вкладышей – классической игрушки для малышей первых лет жизни. При этом элементы различаются по цвету и геометрической форме. Помимо основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) в наборе нашлось место и для более сложных, с которыми дети начинают знакомиться обычно только в школе: трапеции здесь соседствуют с ромбами, овалы – с параллелограммами.
Дети 2-3 лет могут играть с Орнаментом Зайцева как с обычными рамками-вкладышами: находить для каждой фигуры-вкладыша свою рамку и наоборот. Можно составлять монохромные пары, а можно перевернуть фигурки, каждая из которых окрашена в два цвета, и сделать комбинацию разноцветной. Подобные игры не только способны надолго увлечь малыша, ведь различных фигурок в наборе целых 30 видов, совмещая элементы, он сможет потренировать мелкую моторику рук, развить наглядно-образное мышление, сформировать эталоны цветов и быстро запомнить их названия. В этом возрасте уже можно начинать учить и названия геометрических фигур. Начните с простых, рамки-вкладыши с этими фигурами специально рассчитаны на самых маленьких логиков, они несколько крупнее других элементов, легче совмещаются друг с другом. Постепенно добавляйте новые фигуры. Обязательно проговаривайте с малышом называние каждой фигуры («Подай, пожалуйста, этот синий квадрат, а теперь вот этот красный треугольник» и т. п.) Элементы набора могут стать отличным дидактическим материалом для проведения игр на различные виды классификации. Разложите перед малышом несколько листов с цветной бумагой и попросите разложить рамки и вкладыши по «домиком», то есть на лист бумаги со своим цветом.
Если классификация по цвету дается малышу играючи, можно попробовать усложнить задачу. Предложите ребенку разложить в разные коробки круглые и гладенькие фигуры без углов и те фигуры, проводя по которым пальчиком, он натыкается на острый краешек – угол. Такое упражнение отлично стимулирует развитие тактильных способностей, а также на элементарном и максимально наглядном уровне позволяет усвоить основные характеристики геометрических фигур. При желании классификацию можно проводить не по одному, а по нескольким признакам или задавать малышу «НЕ-условия» («В этой коробке будут жить все НЕкрасные фигурки, у которых НЕТ углов» и т. п.). Отличным пособием Орнамент станет и для проведения упражнений, направленных на развитие памяти. Выложите из элементов конструктора небольшую цепочку, дайте малышу как следует ее рассмотреть и запомнить, а потом закройте ее платочком или книгой и попросите повторить такую же последовательность рядом. После того как малыш справится с работой, можно сдернуть платок и сравнить результаты. Можно несколько модифицировать игру. Выложите цепочку из фигур, а потом, когда малыш зажмурит глаза, поменяйте элементы местами или замените одну-две фигуры. Задача ребенка – увидеть изменения и исправить получившуюся чехарду. Тактильную чувствительность крохи можно развить, сыграв с элементами «Орнамента» в увлекательную игру «Найди пару». Для этого раздаем каждому из игроков по одному элементу каждого вида фигур, высыпаем оставшуюся часть деталей в непрозрачный мешочек и по очереди ныряем туда рукой, стремясь на ощупь найти пару к каждой из розданных фигурок. Таким же образом можно поступить, раздав рамки и предлагая вслепую отыскать к ним вкладыши. Выкладывать самые простые орнаменты можно начинать уже с малышом трех лет. Вначале это будут простые цепочки. Кстати отличной идеей, которая наверняка порадует девочек, станет - собирание бус и браслетов из элементов конструктора. Вначале лучше всего дать малышу возможность реализовать собственные творческие замыслы, это позволит развить фантазию и воображение, пространственное мышление. Затем можно приступать к созданию орнаментов по образцу, они даны в прилагающейся к набору методической брошюре. Подобные навыки произвольности очень пригодятся малышу, когда он через пару лет станет школьником. Можно дополнить задания на сборку узоров упражнением на развитие логического мышления : соберите начало рисунка или цепочки из элементов пособия так, чтобы малыш мог наглядно увидеть определенную закономерность выбора последующего элемента (например, сначала идет красная пятиконечная звезда, затем синий круг, потом розовый квадрат, а потом комбинация повторяется). Предложите ребенку достроить начатую вами цепочку. Старшие дошкольники и школьники уже готовы к построению более сложных объемных композиций из элементов конструктора. Образцы самых простых трехмерных конструкций даны в методическом пособии, а после того как любознательный исследователь поймет основной принцип сборки – количество проектов, которые станут ему по силам, станет просто безграничным.
Подготовить руку к письму, научиться правильно держать карандаш и ручку также поможет это универсальное пособие. Вкладыши можно обводить по контуру, а рамки закрашивать изнутри. Можно обводить целые композиции, создавая очень стильные геометрические рисунки. Азы математики и арифметики станут понятными и наглядными во время игр с набором, ведь все 240 элементов, которые прячутся в коробке можно посчитать, при этом, можно считать как по одному, так и парами, тройками и т. п., подготавливая малыша не только к освоению сложения, но и к пониманию механизма умножения. Элементы также могут стать наглядным материалом для решения первых математических примеров, проведения сравнения чисел. Дроби, такое сложное понятие для дошкольника, также можно элементарно объяснить, разложив цепочку их фигур. Возьмите три фигуры одного цвета – это будет целым числом, затем переверните одну из фигур другой стороной, выделив ее цветом. Малыш наглядно сможет увидеть, какую часть от целого занимает одна, потом две третьих и т. п.
Форм занятий и игр с фигурами из Орнамента Зайцева можно придумать великое множество. Чередуйте различные типы упражнений, привносите новые элементы, и тогда малыш никогда не заскучает на этих первых своих уроках математики и геометрии.