Шабалина Ирина Николаевна
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель мастер- класса : повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Повысить профессиональное мастерство педагогов.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
• Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
• Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала.
• Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Раздаточный материал: шаблоны, цветные мелки, соль «Экстра», клей, кисточки, салфетки.
Ход мастер - класса :
Уважаемые коллеги!
Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Теоретическая часть.
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная познавательная деятельность детей. Именно с такой деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.
Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно –практическая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность экспериментального характера.
Дошкольники любят экспериментирование, так как эта деятельность отвечает особенностям их мышления- наглядно-образного и наглядно-действенного.
Главным достоинством экспериментирования является то, что даются детям реальные представления о предмете или явлении, о взаимоотношении с другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.
• Постановка, формулирование проблемы;
• Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
• Проверка гипотез;
• Подведение итогов, вывод;
• Фиксация результатов;
• Вопросы детей.
Тему для экспериментов выбираю с учетом интересов детей, а также в соответствии с тематикой и событийностью.
В своей работе я интегрирую разные виды экспериментирования.
Это эксперименты с реальными объектами и абстрактными объектами.
С реальным объектом - это экспериментирование с объектами живой и не живой природой, рукотворным миром.
-А эксперимент с абстрактным объектом? Что это? Что такое абстрактный объект?
Абстрактные объекты - это объекты слова, представления и отношения. (Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.)
Практическая часть.
А как применяются эти методы экспериментирования на практике, вы поймете в ходе дальнейшей работы.
И сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы.
Ответьте мне на вопрос:
- Какая нота и продукт называются одинаково? (соль)
- Правильно!
- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.
- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?
- Конечно, можно. А как это можно сделать? (С детьми окрашиваем соль акварельными красками, ничего не получается, т. к. соль растворяется в воде)
Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым легким и самым быстрым способом окрашивания соли.
Предлагаю сделать вот такие необычные цветные картинки. Я предлагаю расписать пасхальные яйца, т. к. приближается светлый праздник Пасхи. И подарить их самому близкому человеку.
- Ну что приступим к работе.
- Снимайте салфетки, вы увидите все необходимое для нашей деятельности.
Технология выполнения работы:
(#Детям доставляет большое удовольствие выполнять такие действия, в процессе такой деятельности, у ребенка развивается мелкая моторка.)
(#Работа очень увлекательная и интересная. Детей этот процесс увлекает настолько, что очень сложно с ними разговаривать, так они увлечены этой работой.
Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека.
Пока коллеги работают, я расскажу немного о соли. Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно разные свойства соли.
- Растворимость соли.
- Волшебное свойство соли удерживать на поверхности разные предметы.
- Из соли можно выращивать различные кристаллы.
Все это интересно и очень нравится детям.
Так же можно реализовывать различные долгосрочные проекты. Во время проектной деятельности можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, исследовать зачем нужна соль, насколько может быть вредно использование большого количества соли.)
Сделали, покажите свои картинки коллегам, как красиво получилось. Дети, тоже очень радуются, восхищаются своими работами.
- А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.
(«Соленая радуга», «До, Ми, Солька», «Соленая фантазия»)
- Молодцы. А вот представьте, что эту разноцветный сувенир вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили? Скажите: Какие же ощущения он будет испытывать? (Радость, восхищение, восторг). Молодцы.
- Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом- абстрактным объектом. Мы придумывали название нашей работе, представляли, кому хотим подарить сувенир- в данном случае наш реальный объект- пасхальное яйцо-сувенир, а абстрактный объект- слово, предположение.
Уважаемые коллеги!
Посмотрите, что получилось у меня.
Я окрасила соль гуашью, получается очень ярко выразительно. Такую работу сделанную своими руками не стыдно кому –то подарить.
А еще можно сделать красивые и оригинальные подсвечники, стакан обмазать клеем и насыпать на него соль, получается очень оригинально.
Итак, детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, привяжите на свою поделку зеленую ленту, а если считаете, что бесполезен и вам не пригодится, то красную.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои поделки вы можете забрать на память.
Спасибо всем за внимание.
Список использованной литературы:
1. 2. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. 92стр.
2. 4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с. 5. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
3. «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»