Виктория Волгина
Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»
Автор: учитель-логопед I кв. категории Волгина В. Н.
Дата проведения: 10.05.2023
Цель: Повысить уровень компетенции педагогов по вопросу применения технологии «Друдлы» в работе с дошкольниками.
Задачи:
- Познакомить с игрой «Друдлы»;
- Раскрыть возможности данной игры в работе с дошкольниками;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР„» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2023
- Дать практические рекомендации по использованию данной игры.
Необходимые материалы: презентация, карточки, игра «Дудл-друдл, в темно коридоре», карточная игры Дудл-друдл на фантазию, листы бумаги, фломастеры и карандаши.
Ход проведения.
1. Теория
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умение вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью развития связной речи у дошкольников. Поэтому, выстраивание работы требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.
Дошкольники с ОВЗ отстают в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии, что замедляет их процесс развития, в том числе и творческого креативного, ассоциативного мышления.
Сегодня я хочу познакомить вас с карточками ДРУДЛ.
Друдлы – это графическая головоломка, которая получила широкое распространение в США в 1953 г., благодаря книге комедийного писателя Роджера Прайса (Roger Price) «Друдлы» ("Droodles").
Английской слово «droodle» составлено комбинацией слов «doodle» (каракули, «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). В советской телепередаче «Будильник» в 1965–1966 2 годах был персонаж профессор Друдл, который показывал зрителям одноименные головоломки.
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Чем больше ребенок может увидеть в картинке различных образов, тем больше у него развито творческое мышление, воображение. Ребенку предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения, в друдлы авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. В этой технике нет правильных и неправильных ответов, ребенок может увидеть в картинке всё что угодно, но обязательно будет опираться на уже имеющийся у него опыт.
ДРУДЛ предполагает вариативность в работе с карточками в зависимости от уровня развития детей в конкретной группе. Игра подойдет для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности развития воспитанников.
Изначально друдлы имели только развлекательный характер, а публиковали их в основном в газетах и журналах для повышения интереса читателя к изданию. Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку. Однако постепенно друдлы перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения: в психологию, педагогику и даже в искусство.
Друдлы - это черно-белые картинки - загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Эта игра интересна дошкольникам тем, что она дает неограниченное пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей: друдлы развивают речь ребенка во время игры, повышают мыслительную деятельность, стимулируют пространственное мышление, познавательную активность детей.
Чем полезна техника «Друдлы»?
1. Развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
2. Развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
3. Развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Данная техника заставляет в процессе игры детский мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который ребенок видит на картинке. В итоге «Друдлы» учат смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему с разных сторон, тем самым помогая расширять восприятие и развивать воображение, а также оперировать символами, что характерно для детей дошкольного возраста - вот одна из задач развивающего образования.
2. Этапы работы с техникой «Друдлы»
Принцип работы - от простого к сложному.
Знакомство с игрой. Простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Для работы с детьми необходимо подготовить карточки – каждый рисунок на отдельном листе, так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку, чтобы разглядеть с разных ракурсов. Стоит отметить, что «Друдлы» желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге, так как этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Технику использую как часть занятия, постепенно переходя на более сложный этап.
Начинаем знакомство детей с данной техникой с игры «На что похожа фигура?» с наиболее простых «Друдлов», с изображением которых возникнет наибольший ассоциативный ряд.
Играя в игру «На что похоже» можно интерпретировать под любую лексическую тему - «Страна вообразилия» - это когда в «Друдлах» нужно искать предметы на заданную тему, например: «Что за зверь», «что за фрукт»…
Вот самый простой, казалось бы, «Друдл» - круг с бантиком - галстук - бабочка, скажут взрослые, но это для шаблонного, ригидного мышления, а что видят дети: бабочка летает по кругу, резинка для волос, девочка с бантиком на голове, бабочка села на голову и т. д.
Когда дети начинают легко справляться с такими заданиями, то вспоминаем на какие еще предметы, с которыми они встречались в жизни, похожи эти геометрические фигуры и которые не находятся в этой комнате.
После того, как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой - либо предмет, предлагаем игру «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок с последующим обсуждением нарисованного и каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано?», данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание.
2. Насыщение игрового задания новизной объектов;
Далее мы усложняем сами друдлы дополнительными элементами, используем различные задания с ними. Дорисовываем, рисуем свои, рассказываем про свою картинку, придумываем ассоциативные ряды.
3. Постепенное увеличение количества друдлов.
Когда дети осваивают техники с использованием одного друдла, мы увеличиваем их колличество. Задания становятся сложнее, нужно рассказать сказку, объединить одним рассказом, рассказать про каждый, сказать, чем они могут быть похожи, назвать одним словом.
Как играть в «Друдлы» с детьми:
1. «Придумай и нарисуй свой друдл»:
Развивает воображение и мышление. Дети учатся замечать второстепенные детали и додумывать отсутствующие элементы.
2. «Дорисуй картинку»: Развивает мелкую моторику, творческие способности. При автоматизации звука, можно загадывать друдл на определенный звук, либо звук в середине.
3. Назови, что ты нарисовал. Живое-неживое, какой он, какого цвета. Со старшими дошкольниками можно делать звуковой разбор слова, делить на слоги. Составь предложение с заданным словом. Схема предложения.
4. «Расскажи историю про свой друдл»:
Формирует грамматические навыки при составления предложений.
5. «Придумай ассоциации»:
Обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка.
6. «Назови одним словом» и «Что здесь лишнее?»:
Формирует у детей обобщающие понятия.
Детям можно давать задание нарисовать друдл на любую лексическую тему. Например, все рисуют животных, цветы, птиц, сказочного героя.
7. «Какая сказка зашифрована?», «Придумайте рассказ, сказку»
Ребенок учится строить логическую последовательность в изложении событий. В процессе ответа можно корректировать звукопроизношение ребенка.
Вы можете сами создавать свои друдлы и использовать их в своих занятиях, например, по развитию связной речи. В процессе работы в этой технике дети учатся выстраивать сложные синтаксические конструкции, т. е. говорить распространенными предложениями. Так же в процессе работы в этой технике дети активно общаются, обсуждают ответы друг друга, что способствует развитию коммуникативных навыков и социального поведения.
Сначала мы обсуждаем каждый друдл, находим общее решение, потом обобщаем и вспоминаем из какой сказки эти герои, выстраиваем последовательность и завершаем пересказом сказки. Можно пересказывать по цепочки или по одному.
В данной технике можно работать как индивидуально, так и в подгруппах.
Как креативно расшифровать «Друдл»:
1. Составить ассоциативные ряды;
2. Посмотреть на рисунок под разными углами, повернуть его на один бок или на другой, посмотреть вид сверху или снизу;
3. Некоторые части рисунка представить объемными;
4. Соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями.
Результаты, которые достигаются благодаря данной технике:
1. Развитие у детей образного и логического мышления.
2. Расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу.
3. Снижение уровня тревожности из-за боязни неправильных ответов. Все ответы детей принимаются.
4. Повышение интеллектуального уровня.
5. Развитие воображения.
6. Развитие коммуникативных навыков и речи в целом, т. к. когда я рисую, то проговариваю то, что я рисую.
Практическая часть.
1. Ассоциации
2. Педагогам предлагается дорисовать друдл.
3. Рассказать о своем друдле.
4. Звуко-слоговой разбор.
5. Составить предложение, выложить схему.
6. Составить общий рассказ, используя свои друдлы.
7. Нарисовать друдл на заданный звук.
8. Коллективная работа "Дорисуй".