Наталия Власова
Мастер-класс для педагогов «В гостях у сказки»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс «В гостях у сказки»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах развития речи у дошкольников через внедрение в работу системы коррекционно-развивающей работы «Сказочный калейдоскоп».
Задачи:
Познакомить педагогов с системой «Сказочный калейдоскоп» - эффективным средством развития речи дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Мотивировать педагогов на использование в своей профессиональной деятельности системы «Сказочный калейдоскоп» и методического пособия «Волшебная страна».
Оборудование: мультимедийная презентация, материал для изготовления кукол (салфетки, резинки для плетения, гр. орехи, картинки с изображением лиц, мордочки животных, бумажный наполнитель, пластиковые стаканчики, полифункциональное пособие «Сказочная страна», пальчиковый театр, кукольный театр, бочонок, ложки с «мёдом», пустые ложки.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте люди добрые и люди добрые да ученые!
Позвольте, поведать Вам одну историю.
В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». И у малышей появились «новые» игрушки, телефоны, планшеты, компьютеры. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся угрюмыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. Так шли дни. И никто не знал, что же делать.
Однаждымамаодногомалыша вспомнила, как она любила в детстве слушать сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала : «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено! Это сказка.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Ребенок воспринимает все происходящее в сказки как реальность. Это требует его внутренний мир. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций. А это немаловажно, так как я работаю учителем-логопедом с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, у которых 100% нарушение речи или её отсутствие. Включение элементов сказкотерапии в коррекционную работу оказывает постоянно воздействие на собственно речевое развитие. У детей формируется лексико-грамматический строй речи, обогащается и активизируется словарь. Они учатся рассказывать, пересказывать, слушать другого.
Уважаемые коллеги, я сегодня хочу познакомить вас с системой коррекционно-развивающей работы «Сказочный калейдоскоп», которую я разработала на основе технологии «сказкотерапия».
«Сказочный калейдоскоп» состоит из семи компонентов (или по-другому я их называю мои волшебные стеклышки, которые можно использовать как отдельные элементы или сочетать их друг с другом. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них.
Для того чтобы вызвать интерес у детей к образовательной деятельности я использую стеклышко «Сказка своими руками». Это изготовление сказочного персонажа из подручного материала, которым может быть что угодно. Сегодня у меня есть салфетка. (В процессе изготовления мы своспитанники закрепляем части тела, отгадываем загадки, придумываем имя герою и сочиняем интересные сказочные истории). Наш персонаж почти готов, но нам необходимо определить это будет мальчик или девочка, а в этом поможете мне Вы, уважаемые коллеги. Если Вы хотите чтобы была девочка …. А если мальчик …. Вот наш персонаж готов. Как вы думаете, какое настроение у нашего персонажа? Сегодня в такой замечательный день у нашего персонажа отличное настроение. Ему нужно дать имя предлагайте, как назовем?
Я приглашаю всех обладателей «волшебных букв» выйти ко мне и сложить слово из имеющихся букв. У нас получилось слово «Сказка» и вы сейчас превратились в волшебниц. Ув. волшебницы я приглашаю вас пройти в «волшебную мастерскую». Перед Вами различные подручные материалы. Проявите немного фантазии и изготовьте своего сказочного персонажа. Но помните поговорку «Делу время – потехе час».
А пока наши волшебницы работают мы рассмотрим мое пособие. Для эффективного развития дошкольников с ДЦП, я разработала полифункциональное методическое пособие «Волшебная страна», которое является одним из компонентов моей системы. Это пособие позволяет развивать мелкую моторику рук, что очень важно для моих воспитанников, так же я его использую для развития всех компонентов речи. Пособие сшито на квадратный детский стол, за которым удобно располагаться моим воспитанникам. Все детали пособия, легко отстегиваются, перемещаются, заменяются или дополняются ссоответствии с изучаемой темой или временем года.
Мы мышонка взяли по дорожке побежали, расстегнули мы замок и увидели цветок. Угадайте-ка ребята, что же это за цветок, желтая серединка, белый лепесток. (Ромашка) Можем мы их посчитать можем дальше побежать. Если тема огород, то налево поворот. Посадили помидор, репку и морковку, закрепили мы цвета, форму очень ловко. По полянке мышь гуляла и друзей своих искала. Кто же спрятался дружок за волшебный тот замок. Ну-ка зайку отыщи, что он любит, расскажи. Мышка с зайкой подружились, и в свой домик возвратились.
А вот вариант цветной сказки. Назеленой, на опушке, жила была зеленая лягушка, любила она зеленую подушку. На этой же опушке росли ёлочки подружки, а однажды к той лягушке прискакали две подружки, они весело играли и песни распевали.
Вот такие истории и многие другие я сочиняю сама или совместно с детьми.
Так же их могут сочинять дети, используя опорные схемы.
Одним из элементов моего пособия является домик. В нём живут разные персонажи, волшебные предметы и наш друг весёлый язычок, который очень любит рассказывать сказки, выполняя артикуляционную гимнастику. Так же этот домик хранит тайны, сюрпризы.
Моё пособие «Волшебная страна» с удовольствием используют педагоги моего детского сада на занятиях с детьми. Ув. коллеги если вас заинтересовало моё пособие, я буду очень рада.
Ну а сейчас вернемся в нашу волшебную лабораторию, и посмотрим, что там происходит. Уважаемые волшебницы, представьте своего героя и изобразите мимикой и голосом эмоциональное состояние вашего персонажа.
Спасибо ув. коллеги. Это упражнение позволяет моим воспитанникам подобрать мимику героя через свое эмоциональное состояния, и ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю вам изобразить движением образ своего персонажа.
Спасибо ув. коллеги. это упражнение способствует развитию двигательной активности детей и созданию образа жест-движение. Что является необходимостью в работе с моими воспитанниками.
Перечисленные мной упражнения помогают моим воспитанникам разыграть сказку.
В моем калейдоскопе есть стеклышко «Сказки выдумки». Для составления сказки я предлагаю своим воспитанникам алгоритм-схему.
Ув. волшебницы я предлагаю вам сейчас сочинить сказку – выдумку, но у каждого из вас будет свое задание. Ты волчок придумываешь зачин….
Алгоритм составления сказки :
• зачин
• события
• завязка
• кульминация
• развязка
• концовка события
А помогут нам в составлении сказки наши сказочные персонажи, которых мы изготовили.
(Рассказывание сказки).
Я благодарю Вас дорогие сказочницы за помощь. Мой мастер-класс подходит концу и мне важно знать Ваше мнение о ценности предложенного мною материала. Как говорится в русской поговорке в каждой бочке меда есть ложка дегтя, я предлагаю вам наполнить бочонок. Спасибо большое уважаемые участницы я дарю Вам на память о нашей встречи персонажей сделанных вашими руками.
Свой мастер класс мне хотелось бы закончить словами Д. Родари «Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее».
Спасибо за внимание!