Виктория Чаевская
Мастер-класс для педагогов по использованию оригами в театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у сказки» (использование оригами в театрализованной деятельности)
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Цель мастер-класса : Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие театральной деятельности.
Задачи:
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Оригами. Конспекты
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Театр в технике оригами
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
2. Совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса.
3. Раскрытие творческого потенциала педагогов средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами и практического применения результатов в самостоятельной, театрализованной деятельности.
4. Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.
5. Рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.
Ожидаемые результаты:
Понимание и осмысление представленного педагогического опыта участниками мастер-класса.
Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.
Повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ход мастер-класса :
Вступительное слово. Доброе утро, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «В гостях у сказки» (использование оригами в театрализованной деятельности).
Работа в рефлексивных дневниках (что я жду от мастер-класса, я здесь… потому что. Отметить настроение, с которым пришли на мастер-класс)
Выбор темы мастер-класса мною был выбран не случайно. Все мы когда-то в детстве складывали фигурки из бумаги (делали кораблики, самолётики, пилотки, однако вряд ли знали, что занимались именно оригами. Искусство оригами настолько завораживает и увлекает, что можно не заметить, как пролетело время. Сначала я приобрела литературу, стала включать оригами в непосредственную образовательную деятельность, включила в план по самообразованию. На начальном этапе своей работы с детьми мы занимались именно складыванием различных фигурок, их «оживлением». Дети с удовольствием играли со своими персонажами, брали их домой, потом вновь приносили и очень бережно относились к ним. Мы с удовольствием принимали участие в мероприятиях ДОУ (изготавливали поздравительные открытки, принимали участие в оформлении группы и ДОУ). Презентация «наши достижения»
После того, как мы уже освоили процесс складывания фигурок, и времени на это уходило не так много, я решила попробовать использовать созданные нами фигурки в театрализованной деятельности.
Актуальность темы мастер-класса : театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
1. Недостаток учебного времени, т. е. общая загруженность воспитателей.
2 Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
3. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Проблема: театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких детей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр – драматизаций с использованием масок оригами. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.
Проводится игра-ассоциация «Что такое театр?» Перед началом игры участники делятся на 2 компании, выбирая цветочки по цвету.
Коллеги, наша с Вами работа будет построена по трё м модулям:
1. модуль: «Формы и методы работы по изготовлению игрушек-оригами»
2. модуль. «Применение масок–оригами в театрализованной деятельности дошкольников» (просмотр драматизации сказки «Рукавичка»)
3. модуль «Театр своими руками (самостоятельная работа в компаниях и представление компанией своего итогового продукта).
1 модуль: «Формы и методы работы по изготовлению игрушек-оригами»
Работа в рефлексивных дневниках (выбрать утверждение, что такое театрализованная деятельность)
Театрализованная деятельность интегративна, проявляется в разных видах детской активности в трё х аспектах: создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение собственного); исполнение собственного замысла с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений, напева, интонации;) оформление спектакля (создание масок-оригами)
План по организации непосредственной образовательной деятельности :
Неделя Содержание работы Цель Место проведения Время
1 Чтение пьесы, распределение ролей. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность; Группа 16.00
2 Изготовление масок: лисичка, мышка, зайчик, волк.
заучивание ролей. В процессе работы обратить внимание детей на использование разнообразных способов сложения бумаги, определить вместе с ними последовательность сложения бумаги. По окончании работы рассмотреть и отметить наиболее выразительные маски. Учить “оживлять” игрушку, выполняя аппликацию (глаза, нос). Тренировать в аккуратном и последовательном выполнении работы по схеме. Развивать мимику и пластические способности; Группа 16.00
3 Изготовление масок: кабан, медведь, собака.
заучивание ролей. Во время работы уточнить приемы и последовательность сложения фигуры. Закрепить умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать воображение. Учить использовать жесты как средство выразительности. Поощрять творческую инициативу, желание взять на себя роль. Группа 16.00
4 Показ спектакля для детей младшей группы Развивать интерес к театрализованному представлению, развивать выразительную речь детей. Музыкальный зал 16.00
На начальном этапе работы я познакомила детей с правилами оригамистов, объяснила, что выполнение этих правил поможет им при изготовлении поделок.
1. Готовь квадратики заранее.
2.
Работай молча.
3.
Хочешь спросить - подними руку.
4.
Всегда держи фигурку так, как она нарисована на схеме, или так, как ее держит педагог.
5.
Складывай на столе
6. При сгибании помни:
•
Операция выполняется «от себя»
•
Все линии сгиба прорабатываются кончиками пальцев
•
Сгиб выполняется от середины к краям
7.
Складывай на столе.
8.
Сделал правильно сам - помоги соседу.
9.
После работы убери за собой весь мусор.
Для успешного обучения изготовлению игрушек оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы). В этом мне очень помогают интерактивные игры, созданные мной в МИМИО-СТУДИО. Участникам мастер-класса предлагается попробовать проиграть в представленные игры. Обучение складыванию базовых форм в дальнейшем закреплялось индивидуально с каждым ребенком. В дальнейшем это облегчило изготовление и сократило время на выполнение игрушки, дети знали названия базовых форм и самостоятельно их делали. Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Мы учим детей оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение, сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Помимо этого в работе используются методы и приёмы, в основе которых лежит способ организации образовательной деятельности : словесные; наглядный; практический.
Методы:
1. наглядные (• рассматривание образцов, схем; • демонстрация иллюстраций по теме деятельности; • наблюдение, сюрпризный момент)
2 словесные (• план рассказ- воспитателя, • план – рассказ ребёнка • чтение художественной литературы; • беседы; • объяснение и обсуждение хода работы; • подбор стихотворений по различным темам)
3. практические (• выполнение работ по инструкционным картам, схемам • индивидуальная работа детей; • совместная деятельность взрослого и детей; • опора на личный опыт детей). Хотелось бы подробнее остановиться на практических методах.
Для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций и приё мов: 1. показ с опорой на символы-ориентиры. (сказки-оригами)
2 выполнение действий с детьми с проговариванием (использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
3 - выполнение действий по пооперационным картам. (работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации – зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте).
Участникам мастер-класса предлагается проиграть приём выполнение действий по операционным картам с проговариванием (по компаниям).
Работа в рефлексивных дневниках (выбрать, какие театральные способности развиваются у детей в процессе обучения искусству оригами)
Многообразие и несложность выполнения игрушек позволяет инсценировать различные художественные произведения. Однако, прежде чем приступить к инсценированию сказки, нужно проделать большую предварительную работу, в которой четко прослеживается слаженная работа всех участников образовательного процесса. (воспитатель, дети,музыкальный работник, педагог дополнительного образования, родители).
После рассказывания сказки проводим беседу по содержанию, даем характеристику каждому герою, выясняем нравственный урок, главный смысл сказки. Выявить этот не всегда напрямую сформулированный намек, прояснить его суть, дать себе урок - одна из задач.
Для спектакля выбирается известная сказка или сочиняется оригинальная пьеса. В период подготовки спектакля каждый член компании получает возможность проявить свои художественные, литературные способности, изучить технику оригамного складывания и попробовать себя в оригамном творчестве. После чтения вслух дети складывают фигурки, изображающие героев истории. Сопереживание действию, умение слушать друзей, помочь в случае необходимости, формируют навыки коллективной деятельности.
2 модуль: «Применение масок–оригами в театрализованной деятельности дошкольников» (просмотр драматизации сказки «Рукавичка»). После просмотра проводится обсуждение участниками мастер-класса. Работа в рефлексивных дневниках (На что направлена театрализованная деятельность)
Таким образом, соединение игры, труда и обучения в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних, ориентирует дошкольников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений и способствует развитию креативных качеств дошкольников.
3. модуль «Театр своими руками (самостоятельная работа в компаниях и представление компанией своего итогового продукта). Педагог предлагает перейти к практической деятельности. Зачитывает письмо из Бумажной страны, в котором говорится, что жителям Бумажной страны хочется показывать интересные спектакли и для этого им нужны маски и просят нас изготовить маски. А каких зверей, вы узнаете, отгадав загадки.
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Летом гуляет,зимой отдыхает (медведь)
Выпучив глаза сидит, по- французски говорит, по-блошьи прыгает,по-человечески плавает. (лягушка)
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки (мышка).
На овчарку он похож, Что ни зуб-то острый нож. Он бежит,оскалив пасть, на овцу готов напасть (волк)
Все догадались, что герои к нам пришли из русской народной сказки «Теремок» и поэтому я попрошу выбрать сценарий сказки для каждой компании. А теперь разогреем наши пальчики
В гости к пальчику большому
Приходили прямо из дому
Указательный и средний
Безымянный и последний-
Самый малый малышок.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя
.наши пальцы мастера
За работу им пора.
Участники переходят к созданию собственных поделок (работа в компаниях) по операционным картам-схемам, согласно выбранным сценариям.
Презентация работ компаний. (драматизация «Теремок» для детей среднего возраста и старшего возраста).
После презентации проводится анализ представленных работ (что представлялось сложным, что наиболее интересным).
Рефлексия (работа в рефлексивных дневниках-интервью с вами)
Заключительное слово педагога : Я очень рада была видеть Вас на мастер-классе. Надеюсь, полученные знания пригодятся Вам в работе, желаю дальнейших творческих успехов и спасибо всем большое за проделанную работу