Надежда Афанасьевна Никитина
Дидактические игры по развитию сенсорных процессов для младшего дошкольного возраста 2–3 года
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Мир сенсорики»
Введение, аннотация:
Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста является одним из главных аспектов их полноценного развития. Потому что: успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов; дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей; дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2022
Познание величины осуществляется с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствам предметы: их форма, цвет, величина, положение в пространстве, а также запахе и вкусу. Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию пространственных представлений. Этим же и обосновывается то, что в ходе игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умением. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.
Цель работы: Закрепление знаний детей о цвете, величине, форме предметов.
Задачи: формировать знания основных цветов спектра, сравнивать предметы по размеру;
развивать у детей мышление, память, развитие мелкой моторики;
учить детей создавать узоры из геометрических фигур, чередуя их по цвету и размеру;
развивать воображение и творчество у детей.
Направление воспитательной деятельности: Познавательное развитие.
Предполагаемое распределение ролей, при использовании данного пособия.
Педагог.
Знакомит с игрой, объясняет правила игры, показывает атрибуты к игре, задаёт вопросы, закрепляет с детьми правила игры, учит детей играть, выполняет действия с атрибутами.
Дети.
Внимательно слушают, знакомятся с атрибутами к игре, запоминают правила, отвечают на вопросы, раскладывают атрибуты, объясняют, как будут играть, сопровождают действия пояснениями, играют.
Место в режиме дня: в свободной деятельности, индивидуальной и на занятии.
Ожидаемый результат: Играя в сенсорные игры дети научились распознавать и правильно называть геометрические фигуры; находить предметы нужной величины; закрепили основные цвета спектра и их оттенки.
Содержание лэпбука
Ширма №1 (на ширме №1 слева, в нижнем ряду)
Дидактическая игра «Разложи карандаши по стаканчикам»
Задачи: учить детей раскладывать предметы по цвету. Развивать внимание, мышление.
Закреплять основные цвета
Самостоятельная деятельность детей
Дети раскладывают стаканчики, подбирают к ним карандаши, используют карандаш как трафарет, обводят его и раскрашивают в нужный цвет.
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель просит детей помочь кукле Кате разложить карандаши в стаканчики, в соответствии с цветом карандашей. Можно предложить положить обвести карандаш и раскрасить его.
Ширма №1 (слева на ширме №1 в верхнем ряду)
Дидактическая игра «Каждую фигуру в свой домик»
Задачи: учить детей зрительно сопоставлять геометрическую фигуру с окошком в домике; называть фигуру и ее цвет.
Закреплять геометрические фигуры и уметь их различать.
Самостоятельная деятельность детей
Дети раскладывают домики и геометрические фигуры. Называют цвет геометрической фигуры, затем находят домик с окошком такой же формы.
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Просит назвать их, затем показывает домики с окошками. Предлагает детям взять фигуру и найти ее домик с окошком такой формы как геометрическая фигура.
Ширма №1 (слева на ширме №1 в верхнем ряду)
Дидактическая игра «Замочки - ключики»
Задачи: расширять сенсорные способности детей. Учить узнавать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Закреплять знания основных цветов.
Самостоятельная деятельность детей
Дети рассматривают замочки, называют их цвет. Находят среди остальных ключей ключик нужной формы и накладывают на замок.
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель обращает внимание детей на замочки. Просит назвать их цвет, затем просит подобрать к ним ключики необходимой формы.
Ширма №2 (на ширме №2 справа в нижнем ряду)
Дидактическая игра «Подари матрёшке игрушку»
Задачи: учить детей подбирать предметы по данному образцу учитывая его цвет. Закреплять названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Развивать мелкую моторику рук.
Самостоятельная деятельность детей
Дети отбирают игрушки такого же цвета, как одежда матрёшек и дарят их.
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель знакомит детей с игрой, предлагает подарить матрешкам игрушки, такого же цвета как у них сарафаны. Показывает матрёшек и игрушки, объясняет, как играть.
Ширма №2 (слева на ширме №2 в верхнем углу)
Дидактическая игра «Рассели матрёшек в домике»
Задачи: учить детей сравнивать предметы по размеру и цвету. Подбирать предметы соответствующего цвета и размера.
Самостоятельная деятельность детей
Дети рассматривают домики и матрёшек. Сравнивают их по росту, находят нужного размера и цвета и накладывают на домик.
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель рассказывает детям историю о том, что жили-были матрёшки, и у них не было домика. Пошли матрёшки искать свой домик и увидели, что стоят домики разного цвета и размера. Матрёшки растерялись, потому что не знают, в каком домике жить. Взрослый предлагает ребятам помочь матрёшкам найти домики.
Ширма №2 (на ширме №2 справа, в верхнем ряду)
Дидактическая игра «Помоги капельке найти свою тучку»
Задачи: учить детей зрительно ориентироваться на плоскости; уметь находить предмет нужного цвета, опираясь на образец. Воспитывать желание помочь. Развивать мелкую моторику.
Самостоятельная деятельность детей
Дети рассматривают капельки, выбирают себе понравившуюся, находят для нее тучку и крепят на липучку. Объясняют какого цвета у них тучка и капелька.
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель обращает внимание детей на капельки, говорит о том, что капельки заблудились и не могут найти свою тучку. Просит ребят выбрать капельку любого цвета и найти для нее тучку такого же цвета.
Ширма №2 (справа на ширме №2 в нижнем ряду)
Дидактическая игра «Укрась бабочку»
Задачи: развивать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре – круг; о понятии много – один; большой-маленький. Развивать мелкую моторику, внимание.
Самостоятельная деятельность детей
Дети выбирают любую бабочку, называют ее цвет. Затем отбирают круги большого размера и украшают крылья бабочки. По просьбе воспитателя, дети составляют свой узор и рассказывают какие круги взяли.
Совместная деятельность детей и педагога
Воспитатель раскладывает разноцветные бабочки, разноцветные кружки больших и маленьких размеров. Дает задание украсить бабочку только большими кругами разного цвета, или только маленькими кругами разного цвета. Придумать свой узор, чередуя большие и маленькие круги.