Людмила Котова
Проектно-исследовательская деятельность «Времена года» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательская деятельность «Времена года»
(средняя группа)
Тип проекта: познавательно-творческий. Долгосрочный
Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
• познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
• научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
• познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, ладошками, губкой, трафаретом, скатывание бумаги и др. ;
• формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
Участники проекта: воспитатели группы, дети группы, музыкальный руководитель, родители.
Результат: презентация проекта в форме развлечения.
Методы реализации проекта:
1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана проекта.
3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
8. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты планирующиеся в ходе реализации проекта:
• тематические выставки детских работ: «Осень золотая», «Подарки для Деда Мороза», «Весна», «Ах! Лето»;
Поделки: «Дары – осени», «Необычная елочка»;
• изготовление альбома совместно с родителями «Времена года»;
• презентация выставки детских рисунков «Глазами детей».
• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
• Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Времена года»; дидактические игры по проекту «Времена года»; экскурсия на участок детского сада; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок; создание мини-проектов; просмотр видео.
с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; педагогическая лаборатория; конкурсы.
Перспективный план долгосрочного проекта
«Времена года»
Октябрь–ноябрь
1. Вводная беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
2. Беседы по картинам о осени, о признаках осени.
3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К. Д. Бальмонта, «Скучная картина» А. Н. Плещеева, «Листопад» И. А. Бунина, «Листопадничек» И. Соколова-Микитова, «Лес осенью»А. Твардовского.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Такой листик, лети ко мне», «Собери листочки»
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
4. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».
5. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».
6. Занятия по изобразительному искусству по теме «Щедрая осень».
– «Осенние листочки». Цель: познакомить с техникой рисования ладошками.
– «Красное яблочко», «Дары осени».
– «Я шагаю по ковру из осенних листьев». Цель: знакомить детей с техникой рисования с трафаретом.
– «Портрет осени». Цель: продолжать знакомить с техникой «масляная пастель».
– «Ветка рябины». Цель: познакомить детей с новой техникой печатания косметическими ватными палочками.
_ «Осеннее дерево» Цель: познакомить детей с техникой рисования –ладошками.
_ «Осенние листочки» Цель: познакомить детей с техникой рисования трафаретом.
7. Музыкальное развлечение «Праздник осени».
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
8. Беседы и дидактические игры по корректурным таблицам на тему: «Осень».
9. Разучивание речевой игры «Тучки».
10. Разучивание стихотворений о осени.
11. Разучивание песен про осень: «Листик, листик золотой», «Осень»
12. Дидактические игры «Времена года», «Какая?», «Когда это бывает?», «Собери урожай»
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
1. Сделать альбомы на тему: «Осень».
2. Выполнение поделок из природного материала.
3. Заучивание стихотворений о осени.
4. Изготовить календарь природы.
5. Изготовление дерева-ВРЕМЕНА ГОДА
Декабрь–февраль
1. Экскурсия по зимнему участку.
Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть «засыпания» природы с наступлением зимы.
2. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки-загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Игра «Времена года», «Узнай по описанию»
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.
3. Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»: К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», И. Грабаря «Февральская лазурь».
Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
4. Беседы по картинам о зиме, о признаках зимы.
5. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года». В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет».
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
6. Заучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», А. Федоров «Мороз», Л. Толстой «Декабрь». Заучивание загадок о зиме. Чтение различной художественной литературы о зиме.
7. Занятия по изобразительному искусству по теме «Волшебница-зима».
– «Мои волшебные снежинки». Цель: упражнять в рисовании (свеча и акварель)
– «Первый снег», «Зима в городе». Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, оттиск печатками.
– «Мое любимое дерево зимой», «Снегири на еловой ветке». Цель: закрепить навыки рисования гуашью, сочетать в работе скатывание бумаги, комканье и рисование.
- «Зимняя сказка» Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
- «Снегири» Цель: совершенствовать навыки умения пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
- «Снеговики» Цель: учить детей раскрашивать, не выходя за контуры. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе.
8. Беседы и дидактические игры по корректурным таблицам на тему: «Зима».
9. Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает», «Что лишнее», «Назови одним словом».
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к изготовлению поделок для Деда Мороза.
2. Разучивание стихов с детьми о зиме.
3. Привлечь родителей к изготовлению костюмов для Новогоднего карнавала.
4. Изготовление календаря природы.
5. Изготовление календаря наблюдения за погодой.
6. Коллективная работа «Снегири»
7. Посадка в зимнем огороде – лук, чеснок, морковь, картошка, свекла.
8. Оформить зимний огород- «Веселый огород».
9. Оформить папку «Зима»
Март–май
1. Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев «Весна», «Весенние воды», С. Есенин «Черемуха», А. Майков «В мае».
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4. Беседа на тему «Весна».
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5. Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна», Н. Любарский «Дождик», П. Чайковский «Времена года», В. Моцарт «Весенняя».
6. Занятия по изобразительному искусству «Ветка с первыми листочками», «Весенний букет», «Березы весной», «Цветущий сад», «Грачи прилетели».
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
7. Беседа и дидактические игры по корректурным таблицам на тему: «Весна».
8. Дидактические игры «Времена года», «Какая?.», «Назови что лишнее»
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению альбома «Весна».
2. Изготовление поделок на тему «Весна»
3. Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
4. Заучивание стихотворений о весне.
5. Изготовление корректурных таблиц на тему «Весна».
6. Изготовление календаря наблюдений.
7. Посадка огорода на улице.
Июнь–август
1. Игра «Когда это бывает».
Цель: закрепить основные приметы времен года.
2. Разучивание песен о лете.
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
3. Беседа «Как я отдыхал летом».
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета.
4. Изготовление поделок о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5. Занятия по изобразительному искусству «Летнее настроение», «Летом в лесу», «Любимые цветы».
Цель: познакомить с новыми техниками рисования.
Слушание музыки: А. Вивальди «Времена года», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», С. Прокофьев «Полет шмеля», Г. Свиридов «Дождик».
6. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Укрась слово», «Кузовок», «Испорченный телефон».
7. Развлечение
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
8. Презентация для детей «Времена года».
9. Беседы по картинам о лете, о признаках лета, приметах. Заучивание стихотворений, загадок.
10. Беседы и дидактические игры по корректурным таблицам на тему: «Лето».
Взаимодействие с семьей:
1. Посещение леса, лесопосадок, парков.
2. Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению.
3. Заучивание стихотворений о лете.
4. Сбор шишек, желудей, каштанов…
5. Оформить папку «Лето»