Наталия Михайлова
Нейроупражнения в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой. По результатам ежегодного мониторинга, каждый педагог может отметить увеличение в группах детей с речевыми нарушениями, а также гиперактивных, невнимательных, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью. Таким детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции педагога, так как внимание рассеивается, и они улавливают только часть полученной информации. Отсюда следуют проблемы в обучении.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей
Как понять, что у ребёнка есть проблемы:
- Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не
реагирует или, наоборот, чересчур медлительный, пассивный и тяжелый на
подъём
- Испытывает трудности в усвоении учебной программы.
- Долго выполняет задания педагога, невнимателен.
- Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
- Есть синдром дефицита внимания.
- Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, дни недели, части суток,
жалуется на память, тяжело учит стихи, потешки, не может повторить
предложение, испытывает трудности в составление рассказа и описание картин
- Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать
движения.
- Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с
высунутым языком, грызёт ногти и т. д.).
- Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело
осваивает чтение, грамоту и счёт.
- Есть проблемы с речью разной сложности.
- Наблюдается слабая познавательная деятельность.
- Плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. Нейропсихологические игры и упражнения позволяют непринуждённо, в игровой форме, эмоционально окрашено учить ребенка чувствовать пространство, свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать правильное взаимодействие ног и рук, совершенствовать свое зрительное и слуховое внимание, а также учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию. Нейроигры представляют собой комплекс упражнений, который ориентирован на повышение взаимодействия полушарий головного мозга.
Цели нейрогимнастики:
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие межполушарных связей.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
Регулярные упражнения способствуют образованию значительного количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, развитию сенсомоторики, пространственной координации, высшим психическим процессам. У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук. Игры выборочно можно использовать во время занятий, прогулок, в свободной деятельности детей, как средство переключения внимания, активизации деятельности. Они довольно легки в выполнении. Возможно применять элементы игр и упражнений, как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и устранение психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение.
Существует много нейроигр и упражнений. Вот некоторые из них:
- Упражнение «Колечко»
Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.
- Упражнение «Локоть-колено» (перекрёстные шаги)
При выполнении этого упражнения, высоко поднимаем колено и тянем к нему противоположный локоть. Чем медленнее выполняется упражнение, тем выше его эффективность и тем ощутимее будет результат. Идеально подходит для активации зон мозга, ответственных за логику и счет. Сначала нужно выполнять упражнение в быстром темпе, а затем постепенно замедлять. Чем медленнее вы двигаетесь, тем быстрее работает ваш мозг.
Игра в кругу «Коленки свои и соседа», в которой имеются движения перекрёстного характера Дети ритмично выполняют касание ладонями своих колен и колен рядом сидящих детей.
- Игра «Кулак- Ребро- Ладонь»
Ребёнку нужно запомнить 3 положения: кулак, ребро, ладонь. Сначала упражнение выполняется одной рукой, как левой, так и правой поочередно, затем можно усложнять выполнения заданий, включая согласованную работу обеих рук одновременно. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
- Упражнение «Хлопок-кулак-щелчок»
Хлопаем в ладоши, затем стучим кулачками друг о друга, и по очереди щёлкаем пальцами обеих рук. Выполняем упражнение несколько раз.
- Игра «Коза и заяц»
Одной рукой ребёнок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.
- Игры на выкладывание одновременно двумя руками. Выкладывание узоров из камней, пуговиц, цветных крышек и т. п.
- Одновременное катание геометрических форм.
- Синхронное рисование. Синхронное пальчиковое рисование, это одновременные движения обеих рук, активируют сразу оба полушария.
С помощью таких нейроупражнений и игр ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Регулярное использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.