Надежда Орлова
Музыкальная гостиная «По страницам Детского альбома П. И. Чайковского» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная гостиная
«По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского
для детей подготовительной группы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная категория: дети 6-7 лет
Место проведения занятия: музыкальный зал ДОУ
Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная.
Цель: Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П. И. Чайковского
Задачи:
• прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П. И. Чайковского;
• развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
• прививать навыки культуры слушания классической музыки.
Оборудование:
Экран, мультимедийная установка, компьютер, музыкальные инструменты, портрет композитора, картины известных художников, кивера.
Музыкальный материал: «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»,
«Немецкая песенка», «Баба-Яга».
Ход занятия.
Звучит «Сладкая грёза» П. И. Чайковского дети заходят в зал. (Слайд №1)
Муз. рук. Здравствуйте дети, меня зовут Надежда Александровна. Сегодня мы собрались с вами в нашей музыкальной гостиной. Раньше люди часто ходили друг к другу в гости, чтобы послушать красивую музыку, почитать стихи. (Слайд №2)
Сегодня и у нас будет такая встреча, которую мы посвятим великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому. (показываю портрет композитора)
А кто такой композитор? Правильно, это человек, который сочиняет музыкальные произведения. А может кто-то из вас знает произведения, которые написал Пётр Ильич?
Дети отвечают.
А кто из вас знает сказку Эрнста Гофмана «Щелкунчик»?. Да эта история про смелого принца который принес волшебный орех кракатук для принцессы и за это злая крыса превратила его в игрушку «Щелкунчика».(Слайд №3) Так вот П. И. Чайковский написал музыку к балету по этой сказке (Слайд №4) . А вы знаете сказку «Спящая красавица»?
(Слайд №5) Это сказка о злой колдунье, которая заколдовала маленькую принцессу, и когда ей исполнилось 16 лет, она уколола палец веретеном и уснула вечным сном, и пробудить её от этого сна мог только поцелуй любви. Так вот и для этой сказки П. И. написал музыку к балету. (Слайд №:6)
А кто-нибудь из вас знает, что такое балет? Правильно, это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. (Слайд №7).
А ещё Чайковский писал музыку для одного инструмента и для целого оркестра.
Обратите внимание, перед вами сборник музыкальных картинок, который П. И. Чайковский написал для детей, посвятил его своему племяннику Володе, это «Детский альбом». (показываю сборник «Детский альбом»)
«Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано.
Хотите увидеть и услышать произведения из «Детского альбома». Дети отвечают
Муз. рук :
Бом, бом, бом… Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный.
Сочинённый для ребят
Много - много лет назад. (Слайд №8)
В альбоме собраны музыкальные пьесы, рассказывающие о детях, их любимых игрушках. Например, «Марш деревянных солдатиков». (Слайд №9) В солдатики любили играть дети во все времена. Их изготавливали из олова, из дерева. Они были нарядными, яркими. Такие солдатики были и у племянника П. И. Чайковского Володи.
Вот они, деревянные солдатики. Уже расставленные и готовые к бою. Сейчас раздастся военный марш – и в поход! Послушайте, какой необычный марш сочинил П. И. Чайковский.
Слайд № 10 Видеоролик. Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков»
Муз. рук. В чем необычность этого марша?
Дети. Музыка тихая, легкая.
М. р. Да, этот марш звучит легко, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков.
«Дидактическая игра» — дети должны подобрать из предложенных ударных инструментов тот, который сможет передать лёгкость марша. (Треугольник, барабан).
Муз. рук: Сейчас мальчики, наденут кивера, и превратятся в солдатиков. А девочки возьмут треугольники. Мальчики будут маршировать по кругу, а девочки будут отстукивать ритм марша. (Слайд №11)
М. Р хвалит детей.
Муз. рук : А ещё Пётр Ильич очень любил танцевать. В молодости он часто бывал на балах, где танцевал мазурку, галоп, вальс… Молодой композитор прекрасно играл на рояле танцевальную музыку и друзья приглашали его к себе домой, как музыканта, чтобы порадовать, повеселить своих гостей. Королём танцев в те времена считался вальс – лёгкий, плавный, красивый танец, в котором все плавно танцуют и кружатся. Так вот П. И. написал «Вальс» для Детского альбома.
Слайд №12
Муз. рук : Ребята, я уже говорила, что П. И. Чайковский писал пьесы также и для оркестра, (Слайд №13) Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Посмотрите, здесь есть разные группы инструментов: и духовые, и струнные, и ударные, и клавишные. Вот послушайте «Вальс» из «Детского альбома» в звучании оркестра.
Слайд №14 – Видеоролик «Вальс» из «Детского альбома».
Муз. рук: Ребята, а вы слышали, как музыка менялась. Сначала она была нежная, плавная, а в середине становилась взволнованней, встревоженной, а потом опять стала спокойной. Вальс – это танец, под который можно кружиться и плавно танцевать. У вальса 3-хдольный размер, есть сильная доля и две слабые.
Девочкам я сейчас раздам цветные ленты и они покажут, как можно танцевать под вальс, выделяя сильную долю.
Импровизация с лентами под «Вальс» П. И. Чайковского. (Слайд №15)
Муз. рук. А ещё Пётр Ильич Чайковский много путешествовал по разным странам, бывал во Франции, Италии, Германии. Cлушал там народную музыку, записывал народные мелодии, а потом использовал их в своих произведениях. Так в «Детском альбоме» появились «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», которую мы сейчас и послушаем.
Слайд №16 Слушание пьесы «Немецкая песенка»
Муз. рук: Ребята, скажите, какая эта музыка по характеру. (Дети отвечают) Правильно, музыка очень веселая, задорная, танцевальная. Как вы думаете, как можно танцевать под эту пьесу. (дети показывают)
А ещё в детстве у П. И. Чайковского была няня, (Слайд №17)которая очень любила рассказывать маленькому Пете сказки, чтобы тот поскорей засыпал. А вы любите слушать сказки? (дети отвечают) Так вот, П. И. Чайковский в своём альбоме тоже написал сказку.
А про кого, вы попробуйте отгадать сами.
Эта старушка не любит детей,
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху….(Баба-яга)
Следующая пьеса, которую мы послушаем так и называется «Баба-Яга».
Слайд №18 – видеоролик «Баба-Яга» П. И Чайковского.
Муз. рук :Как рассказывает музыка о Бабе Яге? (дети отвечают)
Правильно, музыка злая, страшная, быстрая, тревожная. Баба-Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. В конце исчезает, проваливаясь сквозь землю, пропадает.
Муз. рук : Ребята, а сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, посмотрите на эти картины, на них изображена Баба-Яга, но нарисовали эти картины разные художники. Скажите, какая из этих картин наиболее точно подходит по настроению к музыкальной картинке П. И. Чайковского (когда дети выбирают М. Р. называет художника и название картины) Молодцы, а вы хотите поиграть в музыкальную игру.
Музыкальная игра «Спим-танцуем» (Слайд №19-20)
(Звучит Немецкая песенка дети танцуют, звучит тема Баба-Яги, дети садятся на корточки и засыпают)
Муз. рук: Ребята, а сейчас мы с вами проведём «Музыкальную викторину», подойдите к столу, на котором лежат карточки с иллюстрациями пьес из «Детского альбома», вы эти картинки уже видели на экране, сейчас я буду включать отрывок пьесы, а вы должны показать мне карточку, которая подходит к этой пьесе.
«Музыкальная викторина» (Слайды №21-22)
Муз. рук: Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь давайте подойдём к портрету великого композитора. Давайте вспомним, как звать этого композитора? А как называется сборник, пьесы которого мы сегодня слушали.
Муз. рук. Ребята, сегодня вы большие молодцы и вас ждёт награда. Я вам подарю памятные медали с изображением П. И. Чайковского. (награждаю). На этом наша музыкальная гостиная подошла к концу.
Слайд № 23
Тили-бом. Тили-бом
Закрывается альбом!
И мне пора с вами прощаться.
Спасибо, что пришли в музыкальную гостиную.
Звучит «Немецкая песенка», дети выходят из зала.