Наталья Репш
Особенности образовательного процесса в логопедическом пункте. Роль семьи в преодолении дефектов речи
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании
Логопедическая работа в подготовительной группе состоит в следующем: в диагностике и сопровождении детей, консультировании родителей. В сентябре проходит логопедическое обследование детей. В январе – промежуточное обследование детей, в мае – итоговое.
В логопункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями старших и подготовительных групп. Количество зачисленных детей – 25 человек. В первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, т. к. им идти через год в школу. Зачисление зависит от степени сложности дефекта (количество неправильно произносимых звуков, диагноза). Остальные дети будут поставлены на очередь для зачисления на логопункт.
Дети зачисляются на логопункт сроком от 3-х месяцев до 2-х лет. Затем, после коррекции речи, одни дети выпускаются, другие зачисляются. Исправление речи требует систематических занятий в течение всего курса обучения.
Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Занятия с логопедом проводятся 2 – 3 раза в неделю. Задача логопеда подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука, поставить звук. Задача родителей закрепить звук в речи.
Цель логопедической работы в ДОУ – своевременное оказание коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения.
Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопункт?
Это коррекция звукопроизношения;
• развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
• формирование грамотной, выразительной речи;
• развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
• развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы,
пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
• индивидуальный подход к ребенку;
• совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти,
воображения и мышления.
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать
на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
• совершенствование грамматического строя речи;
• обогащение, активизация словарного запаса речи;
Вся перечисленная работа проводится в логопедическом пункте в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Работа в логопункте делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.
На данный момент времени длится I период обучения.
Одна из главных задач этого периода - обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.
Что же выявило обследование детей?
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь, невыразительная речь, плохая дикция, снижен фонематический слух.
Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р).
У многих наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Некоторые дети неправильно держат карандаш.
Основные виды речевых нарушений:
1. Отсутствие звука. Например, вместо рыба малыш говорит ыба или вместо лук - ук;
2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [р] на [л] (лыба); [ш] на [с];вместо шапка- сапка
3. Искажение звука, проявляющееся например:
—в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);
—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):
1. Плохое различение звуков на слух, т. е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)слух;
2. Недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
3. Дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
4. Отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).
В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.
1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.
2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.
Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
• тетради забираете на выходные в пятницу, возвращаете в понедельник;
• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
• задания должны быть прочитаны ребенку;
• все задания выполняются до конца.
В наших щеках, губах, языке есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.
Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
Язык главная мышца органов речи.
И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними я начну заниматься: их мышцы будут уже подготовлены.
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-10 минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 5 упражнений за раз.
Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Выполняйте пальчиковую гимнастику. Разучивайте слова и движения.
Делайте дыхательную гимнастику для развития речевого дыхания, выработку правильной целенаправленной воздушной струи.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.