Приложение МААМ

Особенности образовательного процесса в логопедическом пункте. Роль семьи в преодолении дефектов речи

Наталья Репш
Особенности образовательного процесса в логопедическом пункте. Роль семьи в преодолении дефектов речи
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Логопедическая работа в подготовительной группе состоит в следующем: в диагностике и сопровождении детей, консультировании родителей. В сентябре проходит логопедическое обследование детей. В январе – промежуточное обследование детей, в мае – итоговое.

В логопункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями старших и подготовительных групп. Количество зачисленных детей – 25 человек. В первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, т. к. им идти через год в школу. Зачисление зависит от степени сложности дефекта (количество неправильно произносимых звуков, диагноза). Остальные дети будут поставлены на очередь для зачисления на логопункт.

Дети зачисляются на логопункт сроком от 3-х месяцев до 2-х лет. Затем, после коррекции речи, одни дети выпускаются, другие зачисляются. Исправление речи требует систематических занятий в течение всего курса обучения.

Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Занятия с логопедом проводятся 2 – 3 раза в неделю. Задача логопеда подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука, поставить звук. Задача родителей закрепить звук в речи.

Цель логопедической работы в ДОУ – своевременное оказание коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопункт?

Это коррекция звукопроизношения;

• развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

• формирование грамотной, выразительной речи;

• развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

• развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы,

пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

• индивидуальный подход к ребенку;

• совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти,

воображения и мышления.

• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

• совершенствование грамматического строя речи;

• обогащение, активизация словарного запаса речи;

Вся перечисленная работа проводится в логопедическом пункте в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.

Работа в логопункте делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.

На данный момент времени длится I период обучения.

Одна из главных задач этого периода - обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.

Что же выявило обследование детей?

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь, невыразительная речь, плохая дикция, снижен фонематический слух.

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р).

У многих наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Некоторые дети неправильно держат карандаш.

Основные виды речевых нарушений:

1. Отсутствие звука. Например, вместо рыба малыш говорит ыба или вместо лук - ук;

2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [р] на [л] (лыба); [ш] на [с];вместо шапка- сапка

3. Искажение звука, проявляющееся например:

—в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);

—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);

—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):

1. Плохое различение звуков на слух, т. е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)слух;

2. Недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;

3. Дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);

4. Отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.

2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.

3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

• тетради забираете на выходные в пятницу, возвращаете в понедельник;

• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

• задания должны быть прочитаны ребенку;

• все задания выполняются до конца.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

Язык главная мышца органов речи.

И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними я начну заниматься: их мышцы будут уже подготовлены.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-10 минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 5 упражнений за раз.

Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Выполняйте пальчиковую гимнастику. Разучивайте слова и движения.

Делайте дыхательную гимнастику для развития речевого дыхания, выработку правильной целенаправленной воздушной струи.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Анализ логопедической деятельности на логопедическом пункте АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ Пункте МБДОУ детский сад «КОЛОБОК» уч. 2016-2017г. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ- Исправить дефекты.

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи»Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме "Роль семьи в преодолении дефектов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности образовательного процесса в логопедическом пункте. Роль семьи в преодолении дефектов речи
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 15:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности образовательного процесса в логопедическом пункте. Роль семьи в преодолении дефектов речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Репш (УИ 1732291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД