Надежда Тертышная
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звуки [с]-[с’] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия
в старшей группе
Звуки [с] и [с’] и буква С
Подготовила учитель-логопед
Тертышная Н. И.
Тема: Звуки [с] и [с’] и буква С.
Цель: Ознакомление со звуками [с] и [с’] и буквой Сс.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить детей различать звуки [с] и [с’];
Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе „Звуки [с]-[с’] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического слуха;
зрительной, слуховой памяти и внимания;
развивать артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.
Предварительная работа: выполнение комплекса артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
• Самая болтливая птица (сорока).
• Ночная птица (сова).
• Число, следующее за числом шесть (семь)
• Птица с желтой грудкой (синица)
• Усатая рыба (сом)
• Что видим, когда спим (сон)
• Цвет моря (синий)
• Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
– Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с’]).
Сообщение темы занятия :
– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с’], искать слова, в которых эти звуки встречаются, познакомимся с новой буквой.
II. Основная часть
-Ребята, чтобы правильно произносить эти звуки нужно сделать упражнения для губ и язычка.
1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится».
2. Игра «Гости»
– Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?
– Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [с] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)
-А имя мальчика начинается со звука [с’]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).
– Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [с])
Давайте произнесем звук [с].
Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете звук [с] – гласный или согласный?
– Дима, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)
– А в слове Сема? (звука [с’])
– Ева дай характеристику звуку [с’]. (Звук [с’]- согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)
– В чем сходство между звуками [с] и [с’]? (оба звука согласных, глухих, свистящих)
– А в чем разница между ними? (Звук [с] – твердый, а звук [с’]- мягкий).
3. Игра «Угостим гостей».
– Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.
– Соню угостим угощениями со звуком [с].
– Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).
– А Сему угостим угощениями со звуком [с’].
– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).
– А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).
Гости наши теперь сыты.
4. Игра «Расселим животных».
– Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [с’] то на зеленую страничку.
– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису) – Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)
– Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.
5. Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков : указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Игры с буквой (прорисовка в воздухе, в манной крупе).
А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети. Значит, буква Сс обозначает два звука : [с] и [с’].
III. Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»
Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-, соболь-….рысь-…
IV. Закрепление материала.
Игра «Магазин»
– Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.
– Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)
– А какие предметы увидела Вика? (стол, самовар, сок)
(практическое выполнение задания)
Звуковой анализ слов.
– Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.
(выкладывание слов)
Молодцы все справились.
V. Окончание занятия. Оценка работы детей.
– Пришла пора нам возвращаться в группу. С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [с] и [с’]). С какой буковой познакомились? По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.