Людмила Исаева
Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
“Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте»
Дипак Чопра.
Затрагивая любой вопрос, касающийся наших детей, мы все без исключения хотим их видеть здоровыми, счастливыми, умеющими общаться друг с другом и с окружающими людьми. Такое общение тяжело детям с нарушениями речи, и таких детей в настоящее время становится все больше и больше. Следует обозначить, что нарушения речи в различной степени отражаются на формировании личности детей, воздействуют на их умственное и физическое развитие. Речь напрямую связана с двигательной активностью дошкольника. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.
Публикация «Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время отмечается большой рост речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами речевых нарушений считаются: большое количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы, психические нагрузки, нехорошая экологическая обстановка и, весомую роль играет педагогическая неподготовленность родителей. Для решения этих проблем нужно искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из эффективных средств коррекции речи считается логопедическая ритмика (логоритмика, которая ориентирована на укрепление и сохранение здоровья дошкольников, а также проведение коррекционной работы по исправлению различных речевых нарушений.
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, нацелена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Цель логоритмики:
- обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;
- формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства [3].
Логоритмика, музыка и ритмика включают те виды деятельности в детском саду, которые, комплексно воздействуют на ребенка и способны включить «механизм самовыражения». Под самовыражением детей дошкольного возраста понимают возрастное проявление самостоятельности в творческой деятельности [2].
В чем сходства и отличия этих трех видов деятельности? Логоритмика ориентирована на развитие речи детей. Занятия логоритмикой
углубленно разработаны в области коррекционной педагогики, но при этом
обладают очень большим потенциалом в развитии дошкольников в разных направлениях, в том числе и в самовыражении. Музыка направлена на развитие творческих способностей дошкольников, ритмика — на развитие двигательной активности. Все три направления тесно связаны ритмом.
Исследования многих педагогов, специалистов по психологии, языковедов сделали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого самовыражения дошкольников. Л. С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, то есть звуковой [1]. Эльконин писал по этому поводу, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: восприятие звуков языка (фонематический слух) и произнесение звуков речи [5].
В дошкольном учреждении непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким позитивным эмоциональным фоном и позволяет педагогу осуществить целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Занятия логоритмикой ориентированы на развитие общей и мелкой моторики; на укрепление дыхательной системы; на регуляцию мышечного тонуса; на развитие слухового внимания и памяти, эмоций, мимики лица, на формирование артикуляционного аппарата. Все занятия, как правило, связаны с лексическими темами. Проводится интенсивная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.
Детская речь, пение, движение развиваются на основе подражания взрослым, через заимствование и воспроизведение. На занятии педагог выдумывает интересный сюжетный ход с элементами новизны, игровая форма сочетается с использованием красочного, наглядного материала, всё это развивает речевое подражание, общую и мелкую моторику, рождает эмоционально-эстетический отклик, стимулирует потребность в общении. На каждом занятии сочетаются игры, которые имеют разное направление. Постоянная смена видов деятельности позволяет удерживать интерес ребят к происходящему, помогает им устанавливать связь между предметами и явлениями действительности. Самой эффективной формой реализации представленной системы работы по формированию саморазвития психологических механизмов речи являются логоритмические занятия и занятия, интегрированные различными видами искусства, проводимые в едином игровом сюжете [4].
Ещё один большой плюс этих занятий, то, что они групповые. Это может помочь ребёнку находить общий язык со сверстниками, социализироваться в коллективе и активно взаимодействовать с взрослыми, друг с другом.
Все занятия логоритмикой ведутся для детей с одинаковыми речевыми нарушениями или же подобным уровнем речевого развития. Впрочем, в условиях инклюзивного образования, группы дошкольного учреждения посещают дети с разными речевыми нарушениями. Именно поэтому, для детей с ОВЗ предполагается особенный подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий. Для них подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики, дыхательной гимнастики.
Для ребят с ОВЗ важно объединить в одном занятии: речь-движение - частую смену деятельности - комфорт – позитивный настрой - визуализацию материала – релаксацию – работу в группе (навыки взаимодействия) - способность сохранить внимание и работоспособность до конца занятия.
Специалисты и воспитатели совместными усилиями решают коррекционные задачи. Педагоги обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ. Воспитатели коррекционных групп проводят элементы логоритмики в течение дня, а именно:
- Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
- Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов (умывания, одевания на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, закаливающие мероприятия, подготовка к НОД, речевые игры перед едой.).
- Логоритмические паузы на занятиях (физминутки).
- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
- Подвижные игры с пением (на прогулке).
- Игры малой подвижности (в группе).
Наши ежегодные наблюдения показали, что занятия логоритмикой способствуют развитию речи и когнитивных процессов у детей с ОВЗ, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.
Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические занятия с детьми с ОВЗ в системе коррекционной работы способствуют формированию психологических механизмов речевой системы, одновременному оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников, что дает возможность повысить результативность коррекционной работы и значительно сократить ее сроки.
Список использованных источников:
1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — СПб. : Азбука, 2000. Д. Б.
2. Лобова А. Ф. Школа самовыражения / А. Ф. Лобова ; Урал. гос. пед. ун-т. —Екатеринбург, 1998.
3. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство – пресс, 2014 г.
4. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда в ДОУ / В. Т. Таран. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 336 с.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1978.