Получи документы

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Людмила Исаева
Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

“Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте»

Дипак Чопра.

Затрагивая любой вопрос, касающийся наших детей, мы все без исключения хотим их видеть здоровыми, счастливыми, умеющими общаться друг с другом и с окружающими людьми. Такое общение тяжело детям с нарушениями речи, и таких детей в настоящее время становится все больше и больше. Следует обозначить, что нарушения речи в различной степени отражаются на формировании личности детей, воздействуют на их умственное и физическое развитие. Речь напрямую связана с двигательной активностью дошкольника. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.

Публикация «Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В настоящее время отмечается большой рост речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами речевых нарушений считаются: большое количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы, психические нагрузки, нехорошая экологическая обстановка и, весомую роль играет педагогическая неподготовленность родителей. Для решения этих проблем нужно искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из эффективных средств коррекции речи считается логопедическая ритмика (логоритмика, которая ориентирована на укрепление и сохранение здоровья дошкольников, а также проведение коррекционной работы по исправлению различных речевых нарушений.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, нацелена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики:

- обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;

- формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства [3].

Логоритмика, музыка и ритмика включают те виды деятельности в детском саду, которые, комплексно воздействуют на ребенка и способны включить «механизм самовыражения». Под самовыражением детей дошкольного возраста понимают возрастное проявление самостоятельности в творческой деятельности [2].

В чем сходства и отличия этих трех видов деятельности? Логоритмика ориентирована на развитие речи детей. Занятия логоритмикой

углубленно разработаны в области коррекционной педагогики, но при этом

обладают очень большим потенциалом в развитии дошкольников в разных направлениях, в том числе и в самовыражении. Музыка направлена на развитие творческих способностей дошкольников, ритмика — на развитие двигательной активности. Все три направления тесно связаны ритмом.

Исследования многих педагогов, специалистов по психологии, языковедов сделали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого самовыражения дошкольников. Л. С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, то есть звуковой [1]. Эльконин писал по этому поводу, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: восприятие звуков языка (фонематический слух) и произнесение звуков речи [5].

В дошкольном учреждении непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким позитивным эмоциональным фоном и позволяет педагогу осуществить целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Занятия логоритмикой ориентированы на развитие общей и мелкой моторики; на укрепление дыхательной системы; на регуляцию мышечного тонуса; на развитие слухового внимания и памяти, эмоций, мимики лица, на формирование артикуляционного аппарата. Все занятия, как правило, связаны с лексическими темами. Проводится интенсивная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.

Детская речь, пение, движение развиваются на основе подражания взрослым, через заимствование и воспроизведение. На занятии педагог выдумывает интересный сюжетный ход с элементами новизны, игровая форма сочетается с использованием красочного, наглядного материала, всё это развивает речевое подражание, общую и мелкую моторику, рождает эмоционально-эстетический отклик, стимулирует потребность в общении. На каждом занятии сочетаются игры, которые имеют разное направление. Постоянная смена видов деятельности позволяет удерживать интерес ребят к происходящему, помогает им устанавливать связь между предметами и явлениями действительности. Самой эффективной формой реализации представленной системы работы по формированию саморазвития психологических механизмов речи являются логоритмические занятия и занятия, интегрированные различными видами искусства, проводимые в едином игровом сюжете [4].

Ещё один большой плюс этих занятий, то, что они групповые. Это может помочь ребёнку находить общий язык со сверстниками, социализироваться в коллективе и активно взаимодействовать с взрослыми, друг с другом.

Все занятия логоритмикой ведутся для детей с одинаковыми речевыми нарушениями или же подобным уровнем речевого развития. Впрочем, в условиях инклюзивного образования, группы дошкольного учреждения посещают дети с разными речевыми нарушениями. Именно поэтому, для детей с ОВЗ предполагается особенный подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий. Для них подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики, дыхательной гимнастики.

Для ребят с ОВЗ важно объединить в одном занятии: речь-движение - частую смену деятельности - комфорт – позитивный настрой - визуализацию материала – релаксацию – работу в группе (навыки взаимодействия) - способность сохранить внимание и работоспособность до конца занятия.

Специалисты и воспитатели совместными усилиями решают коррекционные задачи. Педагоги обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ. Воспитатели коррекционных групп проводят элементы логоритмики в течение дня, а именно:

- Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

- Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов (умывания, одевания на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, закаливающие мероприятия, подготовка к НОД, речевые игры перед едой.).

- Логоритмические паузы на занятиях (физминутки).

- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

- Подвижные игры с пением (на прогулке).

- Игры малой подвижности (в группе).

Наши ежегодные наблюдения показали, что занятия логоритмикой способствуют развитию речи и когнитивных процессов у детей с ОВЗ, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические занятия с детьми с ОВЗ в системе коррекционной работы способствуют формированию психологических механизмов речевой системы, одновременному оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников, что дает возможность повысить результативность коррекционной работы и значительно сократить ее сроки.

Список использованных источников:

1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — СПб. : Азбука, 2000. Д. Б.

2. Лобова А. Ф. Школа самовыражения / А. Ф. Лобова ; Урал. гос. пед. ун-т. —Екатеринбург, 1998.

3. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство – пресс, 2014 г.

4. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда в ДОУ / В. Т. Таран. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 336 с.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1978.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 16:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Исаева (УИ 748880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД