ирина бледнова
Конспект логопедического занятия «В мире звуков [с]-[з]»
▼ Скачать
Логопедическое занятие «В мире звуков».
Цель занятия : закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в слогах, в словах и в предложениях;
• упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]» в свободной речи.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия „В мире звуков [с]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
• развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
• совершенствование фонематического восприятия и слуха;
• обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];
• развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание интереса к играм со звуками и словами;
• развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Материалы:
Изображения лисы, зайца, ёлки, снегиря, снежинок, зима; карточки-снежинки с картинками на заданные звуки (С-З); карточки на каждого ребенка с тремя окошечками-снежинками для определения места звука в слове; карточки-фонарики с картинками на заданные звуки (С-З); зрительные символы звуков; карточки красного, синего и зелёных цветов для обозначения гласных и согласных звуков.
Методы и приемы:
Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков /З/ и /С/ во фразовой речи: загадки, чистоговорки, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Логопед : Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки и выполним пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять.
Смотреть, слушать, размышлять.
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить.
Не вертеться, не шалить.
1 загадка
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(снегирь)
2 загадка
Когда приходят холода
Кружит она, летает.
Она красива, как звезда
А на ладошке тает.
(снежинка)
Логопед : Ребята, какой первый звук вы слышите в этих словах: снежинки, снегири. Правильно, это звук /С/
(выставляется на доску карточка со звуком /С/).
Теперь следующие загадки:
3 загадка
Не барашек, и не кот
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(заяц)
4 загадка
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья,
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(зима)
Логопед : Какой первый звук вы слышите в словах зима и заяц. Правильно, это звук /З/. (выставляется на доску карточка со звуком /З/).
Логопед : Итак, сегодня мы с вами поговорим о звуках /С/ и /З/. Давайте вспомним. Какие это звуки? (Согласные). Звук /С/ - глухой. Звук /З/ - звонкий. Эти звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Эти звуки мы произносим в улыбке, язык за нижними зубами, зубы видны, выходит холодный воздух.
Логопед : Перед вами два слова: снег и зима. Определим звуковой состав слова. При помощи цветных карточек выкладываем слова.
Логопед : А теперь посмотрите на все эти картинки и назовите мне все предметы, в названии которые есть звуки /С/ и /З/ : лось с лосятами, сено, лес, сук, снегири, сосульки, снег, заяц, снеговик, зима).
Дети называют предметы и определяют звуки (/С/ или /З/ : твёрдый или мягкий, глухой или звонкий).
Логопед : Мы с вами знаем, что звуки /С/ и /З/ могут находиться в начале слова, в середине и в конце слова.
Поиграем в игру: «Падают снежинки».
Инструкция: вам надо найти снежинку с картинкой. где звук /С/ в названии этого слова находится в начале слова, в середине и в конце.
Логопед : Вы любите снег? А почему? Но снег важен не только для людей, но и для животных, особенно в лесу. Под снегом зимуют или прячутся многие лесные животные. Давайте поиграем. Поможем зайцу спрятаться от лисы в сугробе, а лисе - мы не дадим поймать зайца. Для этого надо сделаем из снежинок сугроб для зайца и лисы.
Инструкция: снежинки со звуком /С/ вы вставите в карман карточки с изображением лисы в лесу, снежинки со звуком /З/ в карман с зайкой.
Логопед : Посмотрите, какая у меня снежинка (снежинка на палочке для зрительной гимнастики). Она поможет вашим глазкам отдохнуть. Слушаем внимательно. Головой не крутим, а следим за снежинкой.
Мы снежинку увидали, -
со снежинкой поиграли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Логопед : - Какой самый главный праздник мы ждём зимой? (Новый год). - А как вы готовитесь к Новому году? (украшаем дом).
Посмотрите на эти бусы. Вы сейчас сделаете такие-же бусы из приготовленных заготовок. Вы выбираете 4 бусинки с картинками со звуком /С/, после каждой бусинки вы должны вставить бусинки с гласными звуками : А, О, У, Ы. (то же самое со звуком /З/). Давайте прочитаем слоги: СА, СО, СУ, СЫ. Повторяйте за мной:
Са – за – са – в лесу бегает лиса.
Со – зо – со – белка крутит колесо.
Су – зу – су – вижу рыжую лису.
Сы – зы – сы – у волка чёрные усы.
Логопед : Без чего не бывает Нового года? (Без нарядной ёлки).
Давайте и мы украсим нашу Ёлку.
(на доску выставляется картинка с изображением ёлки)
Вы выбираете один новогодний шарик (на карточке в форме новогоднего шарика изображены картинки, называете какой звук в слове (/С/ или /З/) на картинке и украшаете нашу ёлку.
Дети по очереди выполняют задание.
Логопед : Вот какая красивая ёлка перед вами.
В лесу родилась ёлочка, она перед тобой.
Верхушку мы украсили рубиновой - звездой.
(логопед "вешает" на ёлку звезду)
Логопед даё т домашнее задание: нарисовать новогоднюю ёлку.