Светлана Владимировна Мосина
Дидактическая игра «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра
«В мире звуков»
построена на увлекательных упражнениях и фонематических играх, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием для дальнейшего обучения грамоте и чтения.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2018
В комплект игры входят: фишки и домики красного, зелёного и синего цветов; 33 картинки с изображением предметов; пустые схемы с тремя, четырьмя, пятью, шестью и семью звуками; заполненные нужными звуками схемы ко всем предметным картинкам; кубик; счётные палочки.
Цели и задачи дидактической игры «В мире звуков»:
Способствует формированию у дошкольников :
- фонематического восприятия,
- предпосылок для обучения грамоте,
- общей ориентировки в звуковой системе языка,
- навыков звукового анализа и синтеза, сто является необходимым условием для дальнейшего обучения грамоте и чтению.
Актуальность:
Современные родители предпочитают как можно быстрее научить своих детей читать и учат буквы, не задумываясь о том, что сначала необходимо освоить звуковую сторону: научить ребёнка последовательно выделять звуки из слова (анализ и синтез).
И только после этого можно подойти к последнему этапу – показать символическое изображение того или иного звука для отображения слов на письме.
Начинать играть рекомендуется уже со второй половины средней группы.
Игры:
«Найди звук», «Где, чей домик?»; «Найди старшего (младшего братца)», «Найди пару».
Цель: развивать фонематический слух и умение различать гласные и согласные (твёрдые и мягкие) звуки, формировать правильное произношение звуков,
учить подбирать пару согласных звуков (по твёрдости – мягкости).
Воспитатель произносит звуки, а дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета (красные – гласные; синие – твёрдые согласные; зелёные – мягкие согласные).
Дети сами называют звуки и заселяют их в дом соответствующего цвета.
Подбирают каждому твёрдому согласному – его пару (мягкий согласный звук, заселяя в домик.
Игровое упражнение "Найди пару"
Цель: упражнять в нахождении пары предметных картинок, названия которых начинаются на твёрдый (мягкий) звуки.
Игра "Звукослияние"
Цель: упражнять в произношении слогов при звукослиянии.
Игра "Произнеси слоги"
Цель: упражнять в произношении слогов, образованных разными гласными и согласным звуками.
Игровое упражнение «Определи первый (последний) звук в слове».
Цель: учить вычленять первый и последний звуки в словах, развивать фонематическое восприятие.
Игровое упражнение «Выбери ту картинку, в названии которой звук [к] находится в начале слова, в середине и конце»
Цель: учить вычленять первый и последний звуки в словах, развивать фонематическое восприятие.
Игровое упражнение «Оживи картинку»
Цель: учить звуковому анализу слов.
Игровое упражнение "Оживи картинку".
Цель: учить последовательно вычленять звуки в слове (звуковой анализ).
Работа по обучению грамоте проводится индивидуально либо по подгруппам.
В старшей и подготовительной к школе группах прослеживается усложнение в фонематических играх и упражнениях.
Игровое упражнение "Оживи картинку"
.
Цель: учить последовательно вычленять звуки в слове (звуковой анализ).
Игровое упражнение «Найди подходящую схему к картинке»
Ребёнку предлагается из нескольких готовых звуковых схем выбрать нужную к паре предметных картинок.
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, вычленять их в порядке очерёдности, не пропуская гласные звуки (фонематический синтез).
Игровое упражнение «Найди подходящую картинку к схеме».
Цель: учить детей соотносить схему со звуками с нужной картинкой, упражнять в звуковом анализе слов, закреплять навык фонематического анализа.
Игровое упражнение с использованием счётных палочек «Сколько слогов?»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Игровое упражнение «Выбери картинки с нужным количеством слогов в слове»[/b
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
Упражнения с использованием схем и картинок: «Что общего и чем отличаются?», «Найди лишнюю картинку».
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Игровое упражнение: " Составь ряд картинок", «Продолжи цепочку».
Цель: учить определять первый (последний) звук в слове, развивать фонематическое восприятие.
Детям предлагается выложить картинку, последний звук которой служит первым звуком следующего слова.
Игровые упражнения: «Найди все слова, которые начинаются (заканчиваются) с твёрдого (мягкого) согласного», «Отбери картинки, в названии которых есть заданный звук».
Игры:
«Выбери картинки, в названии которых 3, 4, 5, 6, 7 звуков», «Найди самое длинное (короткое слово)».
Игра с кубиком:
«Сколько звуков?», «Найди слово, в котором один (два, три) слога».
Выпавшее ребёнку число означает, что он должен найти схему и картинку (слово) с таким же количеством звуков и "собрать" его.
Упражнения:
«Сколько гласных?», «Сколько мягких согласных?», «Сколько твёрдых согласных?»
Цель: учить определять количество звуков в словах, закреплять счёт в пределах десяти.
Дополнительные упражнения:
«Придумай предложение с заданным словом и посчитай количество слов в нём».
Цель: упражнять в составлении простых и сложных предложений, закреплять счёт в пределах десяти.
Игровое упражнение «Составь слово».
Цель: закреплять умение составлять слова из букв.
Данные игры и упражнения позволяют сформировать навыки звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста и развивают фонематический слух.
Заключение
Дети играли со звуками в свободное время и в процессе образовательной деятельности.
В результате регулярного использования данной игры дети быстро научились «соединять» звуки в слоги, а слоги – в слова. Затем, мы познакомились с графическим изображением каждого звука (буквой) и стали выкладывать из букв слова и «печатать» их на бумаге.
Таким образом, на конец учебного года большинство детей научились читать, играючи.