Татьяна Зубова
Конспект занятия по разучиванию стихотворения «Берёза» Сергея Есенина в старшей группе с использованием метода моделирования
Образовательная область: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема: "Белая берёза"
Цель: Закрепление навыка детей выразительно читать наизусть, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы, разучивать стихотворения с использованием метода моделинга.
Задачи:
Образовательная: закрепить навык ребенка читать стихотворение с правильной интонацией, логическими паузами, передавая настроение и чувства.
Развивающая: развивать память, речь и воображение ребёнка при разучивании стихотворения с помощью метода моделирования.
Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственные качества, любовь и заботу о природе.
Оборудование: распечатанные картины, схемы-модели, «Вальс – «Метель» Свиридова.
Вводная часть
(Фоновым сопровождением может быть произведение «Вальс – «Метель» Свиридова)
Воспитатель: Вот это невероятно. Какая восхитительная композиция, кажется, будто она переносит нас в настоящую зимнюю сказку, ребята, закройте свои глазки и представьте будто мы в зимнем лесу, воет метель, повсюду сугробы. А кто что ещё увидел вокруг себя?
Дети: Деревья, снег, снежинки, заяц, дед Мороз и т. д.
Воспитатель: И правда, настоящая зимняя сказка, сегодня мы с вами как раз затронем тему зимы, я уверена, вы уже об этом и сами догадались. -Присаживаемся пожалуйста на стульчики.
Основная часть
Воспитатель: Ребята сегодня я вас хотела пригласить в картинную галерею.
(на стенах и доске приклеены картины с пейзажами)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что вы видите?
Дети: Мы видим картины.
Воспитатель: Посмотрите, что изображено на картинах?
Дети: Зима.
Воспитатель: Тема нашей выставки «Зимняя природа». Посмотрите на всех ли картинах изображена зима?
Дети: Нет. На этой картине изображена весна (показывают).
Дети: На этой картине снег уже начал таять, побежали первые весенние ручьи. Снег стал серым.
Воспитатель: Наверное организатор выставки что-то перепутал. Посмотрите на зимние пейзажи. Как изображены деревья?
Дети: Они все в снегу. Покрыты инеем.
Воспитатель: Какой снег на деревьях?
Дети: На деревьях снег искрится, он серебристый, белый.
Воспитатель: Почему снег называют серебристым?
Дети: Потому что он переливается от лучей солнца.
Воспитатель: Посмотрите, как художники этих картин показывают красоту русской природы, зимние пейзажи.
А поэты, которые пишут стихи, много написали стихотворений о красоте зимней природы.
И теперь я предлагаю вам послушать стихотворение Сергея Есенина. Но как оно называется, я вам не скажу. Попробуйте угадать сами название этого стихотворения или придумать своё.
(воспитатель читает стихотворение)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Ну что ребята, догадались как называется это стихотворение?
Дети: Берёза? Белая берёза?
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы, оно называется «Берёза»
Воспитатель: Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?
Дети: Да.
Воспитатель: Из каких слов это видно?
Дети: Поэт говорит о природе и о берёзе как о живой.
Воспитатель: Автор рассказывает о берёзе с нежностью, с любовью. Вы заметили, как выразительно поэт говорит о снеге в своём стихотворении
(кайма, кисти, серебро, бахрома)
Воспитатель:
И горят снежинки
В золотом огне.
- Почему так написал автор?
Дети: Потому что снег искрится в лучах солнца.
Воспитатель: Как по-другому сказать можно?
Дети: Блестят, сверкают.
Воспитатель: Ну что, ребятки, предлагаю вам немного размяться перед более сложной частью нашего занятия! Все готовы? Встаём со стульчиков и повторяем за мной.
Физкультминутка «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам)
Чтобы носик не замёрз, (топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен). Поднимаем выше ноги.
Мы идём, идём, идём (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места)
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте стихотворение ещё раз и постарайтесь его запомнить, а помогут вам вот эти картинки-схемы.
(чтение стихотворения по схемам)
Воспитатель: Теперь давайте выучим это стихотворение.
(разучивание стихотворения)
Чтение по четверостишью.
Чтение поочерёдно.
Воспитатель первую строчку – дети вторую и наоборот.
Воспитатель: Теперь может кто-то уже запомнил и может повторить? А я помогу.
Воспитатель: Молодцы! Остальное мы разучим на следующем занятии.
Заключительная часть
Воспитатель: Давайте вспомним кто автор стихотворения?
Дети: Сергей Есенин.
Воспитатель: Как же называлось стихотворение?
Дети: Берёза
Воспитатель: О каком времени года было написано стихотворение.
Дети: О зиме
Воспитатель: Да ребята, всё верно, вы всё прекрасно запомнили, а как вы думаете, почему поэты так часто пишут стихотворения про берёзку русскую?
Дети: Потому что берёза — это символ России.
Воспитатель: Молодцы, вы запомнили это, ребята, я очень рада, берёза и правда является символом русской природы и большинство русских поэтов раскрывали свою любовь к Родине именно через стихи о красавице-берёзке!
Вы молодцы, господа-чтецы, ваши навыки чтения стихов просто поражают! Обязательно расскажите стихотворение своим родителям, они будут очень рады, думаю им понравится!