Зинаида Приведенцева
Логопедическое занятие в 4 классе «Дифференциация букв П-Т по оптическому сходству»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
• Научить соотносить буквы со звуками и символами.
• Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте.
• Отрабатывать механические навыки движения руки.
• Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного.
• Развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза. Звукового анализа,
• Развивать графические навыки, речь, зрительное восприятие и внимание, логическое и образное мышление, лексику.
• Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.
Публикация «Логопедическое занятие в 4 классе „Дифференциация букв П-Т по оптическому сходству“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
ОБОРУДОВАНИЕ:
Индивидуальные зеркала; «волшебная шкатулка»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки со слогами и буквами; бумажные ленты с названиями сказочных героев; белое облако; предложения на ватмане; индивидуальные карточки с заданиями.
ХОД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед : Здравствуйте, дети. Каждый из вас должен достать из «волшебной шкатулки» картинку и назвать сказочного героя, изображённого на ней.
Дети называют. Логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п, т: Доктор Айболит,
Гадкий Утёнок,
Кот в сапогах,
Буратино,
Поросёнок Фунтик,
Красная Шапочка,
Золотой Петушок,
Кот Леопольд,
Спящая Красавица,
Чиполлино.
Логопед : Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены?
Дети: Буквы п, т.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
СРАВНЕНИЕ БУКВ ЗАНЯТИЯ
Логопед : Вам надо научиться различать эти буквы на письме в слогах, словах, предложениях. Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла с маленьким мальчиком.
Логопед : Из-за своей торопливости у него не хватало терпения дописывать букве т третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет мальчик: «Я хочу конфету». А получалось: «Я хочу конфепу». Все смеялись над ним. Пошёл тогда малыш к папе и рассказал про свою беду. А папа спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова «три»?» «Т», - отвечает мальчик. «Так вот запомни, - говорит папа, - что у буквы т – три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!»
Среди вас тоже есть ученики, которые путают п и т. Поэтому сегодня выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы. Посмотрите на них и назовите основное отличие.
Дети: Буква т состоит из трёх элементов, а п – из двух.
Логопед : Чем они похожи?
Дети: При написании повторяется первый элемент.
Логопед : На какие предметы похожи п, т? (Показывает ассоциативные картинки)
Дети отвечают.
Логопед : Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе буквы п, т.
Дети выполняют.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Логопед : А теперь я буду диктовать цифры, а вы будете записывать нужные буквы в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у буквы т и п.
Дети выполняют.
2, 2, 3, 3, 3, 2, 3, 2, 2, 3.
(п, п, т, т, т, п, т, п, п, т).
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.
Логопед : Найдите букву занятия и подпишите под ними цифру 2 или 3.
П
Т п т п П Т
Т
т н Б Г К В
П
Ц т П
Ж Т Д
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед : В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки П, Т. Где находится язык при произнесении звука Т?
Дети: За верхними зубами.
Логопед : А какая помеха встречается при произнесении звука П?
Дети: Губы.
Логопед : Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть их голосом. Значит, оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие они или глухие.
МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед : Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (Показывает картинку – одуванчик). Наших звуков здесь нет. Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки.
Дети выполняют 5 раз.
Мы так сильно дули, что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки» : сверху вниз – надели, снизу вверх – сняли.
Дети заворачивают ушки 5-7 раз.
Шапочку сняли. Голова устала, опустите её на грудь, поверните влево-вправо.
Дети выполняют упражнение «Часики» 5-7 раз.
Поднимите правую руку и потрите шею, затем левую руку и потрите затылок.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ п-т В СЛОГАХ.
Логопед : Пока мы с вами проводили разминку в гости к буквам пришёл волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.
//у //а /// а //у/// ///ы
//я //о/// ///а/// е/// //ё
Логопед : Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
Ответы: пу, па, та, пут, ты, пя, пот, тат, ет, пё.
Логопед : Какое слово спряталось в слогах? (Пот).
ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ ЗАНЯТИЯ
Логопед : Соберите имена детей из букв.
О П Л Я – Поля.
Т Л Я О – Толя.
Чем отличаются имена? (Написание, значением) Какое имя принадлежит девочке? А какое мальчику?
Логопед выставляет изображения детей и карточки с их именами.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Логопед : Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова. Но не смогли справиться с эти заданием. Давайте им поможем справиться с заданием. Дети, а в этом задании из слов выпали слоги ПА и ТА. Давайте, восстановим слова. Вставим карточки со слогами ПА и ТА и прочитаем слова. Назовите самое длинное слово. Назовите имена детей.
…НЕЦ
…. ЛЕЦ
КРУ…
…КСИ
…МАРА
….РАКАН
ПА
ТА …РУС
…ПИРОСА
…ПОРОТНИК
…РЕЛКА
…БУРЕТКА
…НЯ
…ША
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ п-т В СЛОВАХ
Логопед : Однажды Поля и Толя были в лесу. Они собирали грибы и ягоды. Дети уже собирались пойти домой, но тут на лесной дорожке появился маленький старичок. (Логопед выставляет изображение Лесовичка.) он решил подшутить над ребятами и заколдовал их одежду и обувь.
Прочитайте слова на карточках и «расколдуйте» вещи детей.
3 А 2 КИ ША 2 КА
2 АЛЬ 3 О БО 3 ИНКИ
2 УХОВИК 3 УФЛИ
СА2ОГИ 2 ЛА 3 ЬЕ
ФИЗМИНУТКА
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И тихо упадём.
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Логопед : Лесовичок видит, что с вами сложно справиться. Он отпускает детей и даёт нам следующее задание. На доске записаны предложения, которые написаны в столбик. Нужно подчеркнуть на доске все буквы п и т.
Дети выполняют.
ОТ ТОПЫТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ
Логопед : Запишите скороговорку в тетрадь и подчеркните дежурные буквы.
Дети выполняют.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Логопед : Следующее задание Лесовичок приготовил для вас для каждого. Из текста выпишите слова в три столбика: п; т; п,т.
Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пёстрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Логопед : Дети, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнём, представив себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим на небо.
Вывешивается белое облако.
Будто я лежу на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Логопед : Сегодня вы изучали буквы п,т, их отличия и сходство. Спасибо вам за помощь. Урок закончен. До свидания.