Ольга Алфеева
«Звук [А]. Буква «А». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Звук и буква А.
Оборудование: картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция): астра, Аня, аист и т д; зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А.
Оргмомент.
Развитие общей моторики «Яблоня»
В саду фруктовом яблоня Сажают
Посажена была.
Она цветами белыми Руки подняты вверх, ладони изображают нерас- пустившийся цветок
Весною расцвела. Цветок» распускает лепестки.
Следил наш старый дедушка, Изображают старого дедушку с палочкой
Известный садовод,
Темочки:
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Чтоб наливала яблоня Машут руками над головой. Пощипывают щеки
Румяный сладкий плод.
Развитие мелкой моторики «Апельсин».
Мы делили апельсин. Изображают апельсин — пальчики в кулаке.
Много нас, Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.
А он — один. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.
Эта долька — для ежа!
Эта долька — для чижа!
Эта долька — для утят!
Эта долька — для котят!
Эта долька — для бобра!
А для волка — кожура! Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.
Он сердит на нас — беда! Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Разбегайтесь кто куда.
(И. Демьянов) Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.
Объявление темы, занятия.
- Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А-а-а.) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
Акустико-артикуляционный образ звука.
-Давайте произнесем звук А.
Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом.
- Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика», теплая воз-душная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
Связь звуков и буквы.
- Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям.)
Возьми три палочки для А,
Наклонились две сперва,
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков: У, И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.
Закрепление звука в слогах.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
Та-та-та
Ма-ма-ма
На-на-на
Га-га-га и т. д.
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Закрепление звука в словах.
На доске находятся картинки со звуком А в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук А гласный, поется, обозначаем его фишкой красного цвета.)
Понятие позиция звука- звук в слове может находиться в начале слова, если мы слышим его первым: на доске схема
ААААстры
ААААня
АААльбом
Закрепление звука в тексте.
Ан-ан-ан — папа чинит кран.
Та-та-та — усы большие у кота.
Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак.
Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
Итог занятия.
- Как плакала девочка Аня? (А-а-а.)
-Какой это звук? (Гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)
-Почему звук А гласный? (Воздух выходит свободно, не встречает преграды.)