Наталья Капустина
«Дифференциация букв Ш и Щ». Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация букв Ш и Щ
(2-е занятие по теме)
[/b]Конспект группового логопедического занятия
с учащимися 2-х классов с дисграфией
Цель: сформировать четкую дифференциацию букв Ш и Щ.
Задачи:
- формирование зрительного гнозиса;
- развитие слухового внимания и памяти;
- совершенствование навыков языкового анализа (фонематического, слогового, анализа предложения) и слогового синтеза;
- повторение правил написания гласных после ш и щ;
Публикация «„Дифференциация букв Ш и Щ“, Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 2 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- пополнение словарного запаса;
- совершенствование навыков связного высказывания;
- развитие общей, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук;
- активизация интереса к занятиям.
Оборудование: карточки с зашумленными буквами, карточки с изображением письменных букв Ш и Щ, цветные карандаши, мяч, компьютер, мультимедиапроектор.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Внимание: пароль на посадку. Первым сядет тот, кто прочтет на карточке перечеркнутые буквы.
II. Основная часть занятия.
Логопед. Вспомнили, какие буквы у нас являются дежурными на этой неделе? Правильно, Ш и Щ. Похожи эти буквы? Чем они отличаются? А какие звуки они обозначают? Дадим характеристику этим звукам. А теперь давайте вспомним сказку, которую я вам рассказывала на прошлом занятии. Сегодня я вам её… покажу, а вот рассказывать её будете вы. Начинай, Дима…
(Демонстрация слайдов и пересказ сказки Л. Н. Барсуковой детьми).
Сказка «Буквы-путешественницы».
Когда-то давно жили в алфавите две буквы и звали их одинаково Ш, и стояли они рядышком. А буквы Щ тогда вообще не было.
Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ, а рыба эта с тех пор стала называться… щука. На берегу в это время стояли две гласные буквы А и Я. Попросила их буква Щ помочь выбраться на берег. Буква Я сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить», а буква А смело вошла в воду и вытащила Щ на берег. С тех пор буква Щ, не дружит с Я, даже рядом никогда не становится.
Решили буквы А, Ш и Щ построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала.
Логопед. Повторите, с какой же буквой «не дружит» буква щ? С какими ещё буквами она «не дружит»? А с какими буквами не дружит буква ш? Почему это произошло, вы узнаете на следующем занятии, а сегодня я вас ещё кое с кем познакомлю.
Итак, построили буквы заборчик и решили ещё завести собаку. Купили они щенка. Знакомьтесь: вот он. Его назвали… вы думаете, как? Правильно, Шарик: в память о своём путешествии. Шарик ещё совсем малыш, и он очень любит играть. Особенно в мяч. Давайте поиграем с ним. Я кидаю вам по очереди мяч и называю слово, в котором пропущен один звук или ш и щ – может быть, в начале, середине или конце слова. Вы мне мяч возвращаете, правильно называя слово, т. е. добавив нужный звук.
. апка,. ум, бор., ве., чере. ня, ланды., .авель, ко. ка,
Теперь нужно добавить слог ша или ща:
Да., пи., ро., ка., гу., на., су.
А сейчас добавляйте слог ши или щи:
Ре., пи., та., ма., ве., малы.
Логопед. Шалун наш Шарик. Он стащил, раскидал и перепутал все вещи, которые принадлежат буквам Ш и Щ. Давайте поможем им навести порядок. Я буду показывать вам картинки и называть их, а вы решайте, кому они принадлежат: Ш или Щ. Если в слове слышите звук ш, то поднимайте карточку с изображением буквы Ш, если слышите в слове звук щ, то поднимаете карточку с буквой Щ. (Демонстрируются слайды: вишня, плащ, мыши, щетка, плющ, шмели, щупальца, мешок, клещи, овощи, шкаф, пушка, шляпа, подушка, щит, ящик).
Логопед. А теперь будем всё раскладывать по своим местам. Откройте тетради, запишите дату.
Теперь я молча показываю картинки, а вы записываете в два столбика слова. В один столбик слова с … какой буквой? А в другой? (Демонстрируются те же картинки).
Динамическая пауза.
Логопед. А теперь отдохнём. Вспомним, как буквы путешествовали на шариках.
1. Дыхательная гимнастика.
Сделаем глубокий вдох. Плавно и медленно поднимаем руки через стороны вверх и выдыхаем воздух – надуваем шарик ш-ш-ш. Теперь делаем вдох и… шарик лопнул щ-щ-щ
(5 раз).
2. Гимнастика для рук (Стихотворение Ф. Бобылёва)
Шар весёлый, шар воздушный, (кончики пальцев соприкасаются)
Шаловливый, непослушный, (круговые движения кистями, гладим шар)
Вместе с ветром убежал, (движения кистей от себя)
А куда – не сказал (развести руками и убрать их за спину).
(3 раза)
Логопед. Ребята, мы должны помочь буквам учить и воспитывать озорного щенка. Давайте объясним ему, для чего нужны вещи и где они должны находиться. Вы будете повторять за мной предложение, называть из него слова, в которых есть звуки ш и щ, затем все вместе его записывать. (После каждого предложения осуществляется проверка: на экране буквы в том порядке, в каком они встречаются в словах предложения).
Щётка стоит за шкафом.
Клещи лежат в ящике.
Щипцы нужны дедушке.
Борщ и кашу надо кушать.
Шляпу и плащ вешают в шкаф.
Щ Ш
Щ Щ
Щ Ш
Щ Ш Ш
Ш Щ Ш Ш
Подчеркните в этих предложениях буквы Ш и Щ карандашами разного цвета.
III. Заключительная часть занятия. Логопед. Молодцы, ребята! Буквы вам очень признательны. Попрощаемся с ними до следующего занятия. Обязательно назовите их правильно. До свидания, буква Ш. До свидания, буква Щ. До свидания, щенок Шарик!
Внимание: пароль на выход. Берите билетики.
Билет № 1. Вспомните, какой формы и какого цвета были шарики у букв.
Билет № 2. Назовите, с какими буквами «не дружат» Ш и Щ.
Билет № 3. Назовите три слова со звуком ш.
Билет № 4. Назовите три слова со звуком щ.
Дети выполняют задание.
Логопед прощается с детьми.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М. : ВЛАДОС, 2001.
2. Ефименкова Г. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1991.
3. Логопедия в школе: Практический опыт. / Под ред. В. С. Кукушина – М. – Ростов н/Д. : Март, 2004.