Мария Борисова
Логопедическое занятие «Посуда» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Посуда», с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий, элементов мнемотехники для детей старшей группы с ОНР
Цель: Обобщить и уточнить знания детей о посуде, ее назначении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнение и расширение представлений о посуде, ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана.
Публикация «Логопедическое занятие „Посуда“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница).
• Упражнение в согласовании относительных прилагательных с существительными в роде и падеже.
• Упражнение детей в отгадывании загадок.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие связной речи
• Развитие зрительного восприятия и внимания.
• Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
• Развитие тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений.
• Развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия).
Коррекционно-воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
• Воспитание коммуникативных умений и навыков.
Предварительная работа: рассматривание посуды и беседа об ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Вилки, ложки и ножи ты к обеду положи», глазодвигательной гимнастики, загадок о посуде, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
Оборудование: презентация «Посуда», лото «Посуда», волшебные коврики (9 клеток, фланелеграф, буквы, д/и «Сковорода»
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Ребята, вы любите помогать? Давайте вы будете помощниками, будете всё выполнять, если я скажу слово помощники, а если не скажу это слово, то ничего делать не надо. Помощники руки вверх. Руки вниз. Помощники руки на пояс. Присесть. Прыгнуть. Помощники руки вперёд. Молодцы.
2. Давайте узнаем тему нашего занятия.
Поиграем в игру «Бабочка», найдём буквы и составим из них слово.
в а п
с н д
у о а
(Начинает бабочка лететь с левого верхнего угла).
Одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх. (П)
Две клетки вниз, одна вправо. (О)
Одна клетка вправо, одна вниз, одна влево. (С)
Одна клетка вправо, две вниз, одна влево. (У)
Одна вправо, одна вниз, одна вправо. (Д)
Две клетки вправо, две вниз. (А)
Молодцы, получилось слово посуда. Назовите первый звук, дайте ему характеристику.
Назовите последний звук, дайте ему характеристику. Хлопните столько раз, сколько слогов в слове посуда.
3. Волшебные коврики. Запомни, как расположена посуда (6 картинок из лото)
Разложи так же на своём коврике.
Вы по очереди будете загадывать загадки про посуду, а остальные будут отгадывать и находить нужную картинку и говорить, где она находится.
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить. (Тарелка)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но, когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела –
Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)
Жесткая, дырявая
Колючая, корявая
Что ей на спину положат
Все она тотчас изгложет. (Терка)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят, то (в кастрюле, жарят на (сковороде)
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит.
А открой-ка, посмотри –
Сахарок лежит внутри! (Сахарница)
Новая посуда, а вся в дырках. (Дуршлаг)
4. Глазодвигательная гимнастика.
Справа вилка, (движение глаз вправо)
Слева чашка, (движение глаз влево)
Сверху ножик, (движение глаз вверх)
Снизу ложка. (движение глаз вниз)
Посмотри - ка по углам (движение глаз по кругу)
И посуду найдёшь сам. (моргают глазами)
5. А вы знаете какая бывает посуда?
Для чая – чайная. Для стола – столовая. Для кухни - кухонная.
Поставь чайную посуду на поднос, столовую – на обеденный стол, кухонную в шкафчик.
На поднос поставим сахарницу, молочник, чашку.
На стол положим ложку, поставим супницу и тарелку.
В шкаф уберём кастрюлю, сковороду, чайник.
6. Из чего делают посуду?
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
Ковш из металла –
Конфетница из стекла –
Скалка из дерева -
Бокал из хрусталя –
Кувшин из глины –
7. Закончи предложения.
Суп нальём в … (супницу).
Масло положим в маслёнку.
Молоко нальём в молочник.
Конфеты положим в конфетницу.
Сахар положим в сахарницу.
Салат положим в салатницу.
Чай нальём из чайника.
Кофе наливаем из кофейника.
Соль насыпаем из солонки.
Перец добавляем из перечницы.
8. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Упражнение «Блинчик»
Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей.
Упражнение «Вкусное варенье»
Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.
Упражнение «Чашечка»
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.
9. Скажи наоборот.
Сковорода тяжёлая, а нож …
Кастрюля большая, а тарелка …
Блюдце мелкое, а тарелка …
10. Сосчитай и назови.
Сколько чашек? (3)
Сколько тарелок? (2)
Сколько чайников? (5)
Сколько ножей? (4)
10. Движение с речью «Помощники».
Раз, два, три, четыре, пять Дети шагают.
Будем маме помогать Хлопают в ладоши.
Быстро чашки мы помыли Круговые движения ладонями.
Про тарелки не забыли Круговые движения ладонями.
Всю посуду мы убрали Поднимают руки вверх.
Очень сильно мы устали Разводят руки в стороны.
11. Игра «Чего не бывает?»
Нужно правильно ответить «Чего не бывает»
Не бывает чайника без … (носика).
Не бывает терки без … (дырочек).
Не бывает кастрюли без … (стенок).
Не бывает сковородки без … (дна).
Не бывает ковшика без … (ручки)
Не бывает ножа без … (лезвия).
Не бывает маслёнки без (крышки)
12. Пальчиковая гимнастика.
(Произнося слова, загибаем поочерёдно пальцы сначала на правой, а потом на левой руке)
5 4 3
Вилки, ложки и ножи
Ты к обеду положи.
2
Не забудь ещё тарелки –
1 5
И глубоких дай, и мелких.
4
И стаканы – под компот,
3
И салфетки – на расход.
2 1
Хлеб и соль поставь на стол –
Скажут люди: «Хлебосол!» (Развести руки в стороны ладонями вверх)
13. Давайте, составим рассказы о посуде по схеме.
• Как называется?
• К какой посуде относиться (чайной, кухонной, столовой?
• Цвет, рисунок.
• Детали посуды.
• Материал, из которого она сделана.
• Как используется?
14. Дидактическая игра «Сковорода»
Из букв слова сковорода нужно составить новые слова.
10. Рефлексия.
Логопед : «Вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего?»
Список литературы:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников.
Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ (конспекты к развивающим играм Воскобовича)
Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь!
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Под редакцией О. Н. Каушкаль, М. В. Карповой.
Приложение 1.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Чашечка
Цель: закреплять умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Вместо счё та можно использовать стихотворные строки:
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.
На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Блинчики
Цель: закреплять умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий, расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить «пя – пя – пя – пя» под счёт от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.
Вместо счё та можно использовать стихотворные строки:
Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение – кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу.
На счёт «один» выполняется хлопок ладонями. На счёт «два», «три», «четыре» и т. д. (от 1 до 10 раз) аналогично выполнять хлопки руками. Затем вернуть ладони в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.
15. Сладкое варенье
Цель: закреплять умение выполнять круговые движения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле, голова держится прямо, рот закрыт.
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счёт от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.
Вместо счё та можно использовать стихотворные строки:
Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение – кисть руки находится на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счёт «один» повернуть кисть руки влево, затем под счёт от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Выполнять круговые движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.
Приложение 2.
Речь с движениями. Посуда.
Масло мы кладём в маслёнку,
Насыпаем соль в солонку.
Хлеб мы в хлебницу кладём,
Суп из супницы берём.
Есть у нас и чайник с чаем.
Мы за чаем не скучаем
И из сахарницы яркой
Насыпаем сахар сладкий.
Есть молочник с молоком
И кофейник с ободком.
Есть в конфетнице конфеты
И для Маши, и для Светы.
Много разной есть посуды
И нужна она нам всюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним.
Приложение 3.
Игра «Бабочка»
Приложение 4.
Лото «Посуда»