Светлана Мамедова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Посуда»
Цель: создание условий для развития речевой активности детей через составление описательного рассказа.
Задачи: создавать условия для уточнения и расширения словаря по теме, формирования обобщающего понятия «посуда»; создавать условия для закрепления понимания назначения посуды и правил ухода за ней; способствовать совершенствованию умения образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные и прилагательные в числе и роде; создавать условия для совершенствования навыка составления описательного рассказа о посуде, для дальнейшего формирования навыков связной речи; создавать условия для развития умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность; способствовать развитию познавательных процессов (внимания, мышления, общей моторики.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», дидактическая игра «Часть и целое» (рассматривание различных видов посуды и её составных частей, дидактическая игра «Что из чего».
Словарь: кухонная, столовая, чайная посуда.
Оборудование и материалы: письмо от Федоры, мяч, предметные картинки с изображением посуды, разрезные картинки с изображением посуды, схема описательного рассказа, картинки-символы с изображением правильного ухода за посудой, три мольберта.
Ход НОД:
1. Организационно-мотивационный этап
- Дети, сегодня нам пришло письмо: «Здравствуйте, ребята! Ой, какое горе! Посуда убежала от меня! Убежала и возвращаться не хочет. Наверное, я её очень обидела. Как же без посуды жить? Помогите мне вернуть посуду. Ребята, уж не буду я посуду обижать! Буду я посуду любить и уважать!»
- Как вы думаете, от кого это письмо?
- Из какой она сказки?
- Кто написал эту сказку?
- Поможем Федоре? Как же нам помочь Федоре? Как вы думаете? Может быть, посуда вернется к Федоре, если она будет всё о ней знать и правильно о ней заботиться?
2. Разминка. Игра с мячом «Из чего посуда?»
- Посуда бывает разная и сделана она из различных материалов. Давайте расскажем Федоре о том, из чего делают посуду :
- Стакан из стекла – стеклянный
- Ложка из дерева – деревянная
- Тарелки из глины – глиняные
- Кастрюля из железа – железная
- Чашка из фарфора – фарфоровая
- Тарелки из пластмассы – пластмассовые
- Сковорода из чугуна – чугунная
- Вилки из железа – железные
- Половник из металла - металлический
3. Деление на команды.
На столе лежат картинки с изображение различной посуды. Педагог предлагает детям выбрать себе по одной картинке. Затем посмотреть внимательно на свои картинки и назвать посуду, которая на ней изображена.
- Посуда бывает разная по своему назначению:
- Посуда, в которой мы готовим на кухне – кухонная. Как вы думаете, что это за посуда? Назовите.
- Посуда, которую мы ставим на стол, чтобы есть – столовая. Назовите её.
- Посуда, которую мы используем, когда пьем чай – чайная. Назовите чайную посуду.
- Встаньте рядом друг с другом дети, у кого кухонная посуда, столовая, чайная. У нас получились команды. Переверните свои картинки. Что вы там видите? Если у всех вас кружки одного цвета, то вы нашли свою команду правильно. Предлагаю каждой команде подойти к тому мольберту, где вы видите кружок такого же цвета.
4. Игра «Четвертый лишний»
- Посмотрите внимательно на картинки. Федора расставила посуду по полкам, но, кажется, что-то напутала. Как вы думаете, что Федора сделала неправильно? Подумайте, как вы будете отвечать. Кто-то один от команды или по очереди?
Задание для каждой команды:
Тарелка, вилка, кастрюля, ложка
Чашка, блюдце, сковорода, заварочный чайник
Сковорода, кастрюля, половник, кружка
- Какой команде отдадите лишнюю картинку?
5. Физминутка
Вот большой стеклянный чайник, Дети надувают животики:
Очень важный, как начальный. одна рука на поясе, другая
изогнута, как носик чайника.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, делая руками круг.
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, Тянут руки вверх, смыкают над
Голова на тонкой ножке. головой.
Вот пластмассовый поднос, Руки овалом перед собой.
Он посуду нам принес.
6. Игра «Собери картинку»
Педагог предлагает детям «склеить» посуду, которую разбила Федора. Каждая команда «склеивает» какой-либо предмет посуды.
7. Составление описательного рассказа
- Сейчас я предлагаю вам загадать другим командам загадку о том предмете посуды, который вы «склеили». Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.
- Что это?
- Какого цвета?
- Из какого материала эта посуда сделана?
- Из каких частей состоит?
- Какая это посуда по назначению?
Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
- Какой команде вы хотите загадать свою загадку? Помните, что называть предмет, о котором вы говорите, нельзя. Кто будет загадывать загадку? Кто-то один или все по очереди?
8. Составление памятки «Правила ухода за посудой»
- Мы сегодня рассказали Федоре много интересного о посуде. О чем мы ей рассказали? (Из чего делают посуду, какая посуда бывает по своему назначению).
- А о чем мы еще не рассказали Федоре? (Как нужно заботиться о посуде)
- Что же нужно делать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? (Посуду нужно мыть, чистить, вытирать, убирать на место, аккуратно обращаться с ней, чтобы не разбилась)
- Что же мы можем сделать для того, чтобы Федора запомнила правила ухода за посудой?
(Можно составить памятку).
На столе разложены картинки с изображением правильного и неправильного ухода за посудой. Педагог предлагает детям выбрать нужные, чтобы составить памятку.
- Что будет, если:
… после еды посуду не вымыть?
… есть из грязной посуды?
… не убирать посуду на место?
Памятку дети вкладывают в конверт и отправляют Федоре.
9. Итог НОД
- Как вы думаете, вернется ли посуда к Федоре?
- Трудно ли вам было помогать Федоре?
- Что было трудно? А что понравилось?