Валентина Ряднина
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе
по лексической теме «Зима»
(Первый год обучения) 9.12.15года
Организационная информация
Тема занятия "Зима"
Предмет Логопедическое занятие
Возраст Старший дошкольный возраст
Автор занятия (ФИО, должность) Ряднина Валентина Ивановна, учитель-логопед
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, Центр развития ребенка, детский сад «Колокольчик»
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Северо - Западный
Республика/край Томская область
Город/поселение С. Кожевниково
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Электронная почта valrad@sibmail.com
Методическая информация Тема: Составление описательного рассказа о зиме.
Тип занятия Открытие детьми нового знания
(образовательные, развивающие, воспитательные) Образовательные: Сформировать и обобщить знания детей по теме «Зима», уточнить признаки зимы, формировать умение детей составлять описательный рассказ, образовывать притяжательные, относительные прилагательные;
Развивающие: Развивать активный словарь (глагольную лексику, обобщающие понятия, чувство рифмы, память, внимание, мышление детей;
Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, умение видеть красоту зимней природы
Цель занятия Формировать представление о времени года – зиме.
Задачи занятия
Коррекционно-образовательные: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные :
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология, технология обучения на основе опорных сигналов. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, худ. слово
Приоритетная образовательная область Речевое развитие
Интеграция образовательных областей Социально- коммуникативное, познавательное, физическое, художественно- эстетическое
Время реализации занятия 25-30 мин
Планируемые результаты (целевые ориентиры) Дети закрепят навык находить родственное слово, образовывать притяжательные, относительные прилагательные, составлять описательный рассказ; умение чувствовать рифму, использовать в речи глагольную лексику, обобщающие понятия. Актуализируют знания о животных, приобретут интегративные качества быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, будут иметь первичные представления о природе. Овладеют необходимыми навыками и умениями по образовательным областям коммуникация и познание.
Необходимое оборудование и материалы Для учителя- логопеда: Мультимедиа-проектор, ПК,
Для детей: индивидуальные картинки
Дидактическое обеспечение занятия Индивидуальные картинки, презентация с анимационными изображениями, картинками, фото, опорная схема-сигнал, план-схема для составления рассказов.
Список учебной и дополнительной литературы Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб. : Детство-пресс, 1999.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Детство-пресс, 2000.
Новокшонова Е. А. и др. «Структура логопедического занятия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» г. Томск 2014г
Ход и содержание занятия, деятельность учителя-логопеда и детей
1.Мотивация учащихся
(слайд 2)
(слайд 3) - Сядет тот, кто отгадает мои загадки
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,
По городу идет: Да не вставишь его в окно.
Всем щеки нарумянит, (лед)
Всех ущипнет за нос.
(мороз)
Сеет в небе
Сито, сито-
Вся земля
Мукой укрыта
(Снег)
Наступили холода, Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег)
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?
Наступила зима, расцвели тюльпаны,
На березе растет клубника?
2. Беседа о времени года - Как вы думаете, какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Что можно сказать о снеге?
- Какой бывает лед?
-Итак, мы будем сегодня говорить о?
- Правильно, мы будем говорить о зиме (слайд 4).
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) (слайд 5)
3. Дидактическая игра «Доскажи словечко» - Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне падает на землю. (снег) (слайд 6).
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки) (слайд 7).
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад) (слайд 8).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки) (слайд 9).
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик) (слайд 10).
Рядом снежная фигурка - это девочка -. (снегурка) (слайд 11).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. (снегири) (слайд 12).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег) (слайд 13).
- Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 14, дети снова называют картинки:
Снег, снежинки, снегопад, снеговик, снегурка, снежки, снегири
- На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.
4. Игра «Подбери слово» (Слайд 15) Игра «Подбери слово»
- Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный.)
- Скажите полным предложением: «Каким снегом покрыта земля?» (Земля покрыта белым (рассыпчатым) снегом. и т. д. ,
«Каким снегом покрыты деревья?» (Деревья покрыты воздушным (легким) снегом. и т. д.)
«Какие деревья стоят зимой?» (Зимой стоят пушистые (белые) деревья. и т. д.)
5. Дыхательная гимнастика
(слайд 16)
Упражнение «Снежинки»
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
6. Физминутка – провести 2 раза. (Слайд 17) Пускай снегами все заносит, (руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода, (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Не напугает никогда. (левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном. (правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном. (плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
7. Дидактическая игра «Подбери слова»
(слайд 18)
Дидактическая игра «Подбери слова»
- зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
8. Игра «Назови ласково» с мячом (слайд 19)
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
9. Беседа об одежде.
Образование прилагательных от существительных
Игра «Скажи по-другому» (с мячом)
Игра «Скажи полным предложением»
Игра «Что лишнее?» Беседа об одежде.
Игра «Скажи по-другому» (с мячом)
- Что люди надели зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т. п.)
«Что лишнее?» Взрослый называет картинку (слайд 20)
- Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает - меховая шуба и передает мяч другому ребенку по кругу.) Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки). Сапоги из кожи – (кожаные сапоги). Пальто из драпа — (драповое пальто) и т. д.
- Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку (драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т. д.)
(слайд 20)
(слайд 21) Назовите картинки (меховая шапка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама).
Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)
Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки).
Почему? (Потому что босоножки носят летом)
10. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
(слайд 22) Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп и показывают как спят»
11. Упражнение «Где это бывает?»
(слайд 23)
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где слепили снеговика?
- Где стоят санки?
12. Беседа о животных
(слайд 24)
Игра «Чей хвост? (слайд 24,
(индивид. картинки) Беседа о животных
- Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите?
Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей).(Еж, барсук)
Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост -. У лисы. У волка. У белки.
13. Игра «Путешествие в лес» (слайд 25) Игра «Путешествие в лес»
- Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу. Давайте расскажем, что мы там увидели. За пеньком мы увидели, чьи уши? (заячьи уши). Между деревьями мелькнул. чей хвост? (лисий хвост). На снегу мы заметили. чьи следы? (волчьи следы). А на дереве отыскали. (беличье дупло).
14. Составление предложений о зиме по картине
(слайд 26)
Составление предложений о зиме по картине
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно. Зима. А сейчас мы с вами составим рассказ по теме Зима.
Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.
- Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.
Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.
- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
15. Упражнение «Что изменилось?
(слайд 27)
Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
16. Рефлексия деятельности на занятии
(слайд 28) Рефлексия деятельности на занятии
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка работы детей.
Поднимите смайлики, как кому было на занятии интересно. (Дети показывают смайлики)
А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и мысленно передайте радость друг другу.
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) Нет
Дополнительная необходимая информация Нет
Ссылки на использованные интернет-ресурсы http://www.proshkolu.ru/golink/www.proshkolu.ru/user/ludasalamatina/file/2254397/ - шаблон презентации
http://images.yandex.ru – анимации, фото, картинки
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Используя медиапроектор для показа презентации на экране, большой и яркий демонстрационный материал, анимационные изображения, картинки создают эмоционально-психологическую установку, т. е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Нет
Другое (В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда для смены изображения)