Ольга Павлова
Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Моторика играет важную роль в жизни человека. Посредством моторики происходит проявление внешней активности, построение психических актов, в том числе функционирование психики человека. Под моторикой понимают совокупность двигательных реакций, в которых участвуют мышцы рук, ног, ступней и всего тела. Все виды движений не даются в готовом виде, они формируются в процессе жизнедеятельности человека, а особенно в первые годы жизни. Развитие моторики предполагает формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств. Исходя из того, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения, следовательно, важной задачей развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка, а также частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др., то это способствует установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Овладевая движениями, ребенок совершенствует двигательные навыки, у него развивается пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, регулируются функциональные состояния организма. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, происходит сенсомоторное и эмоционально-волевое развитие ребенка.
Познание ребенком свойств предметов, особенностей передвижения в пространстве, возможных направлений движения и т. д. происходит на основе восприятий и ощущений разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др., а также речи.
Моторные функции разделяют на два вида: общие моторные функции, необходимые для движения в пространстве, и моторику рук. На все структуры головного мозга движения пальцев рук оказывают неспецифическое влияние, повышая их тонус, создавая благоприятные условия для фиксации и хранения информации.
Термин «мелкая моторика» рассматривается разными авторами с разных точек зрения, поэтому представляется необходимым более подробно рассмотреть содержание и таких терминов как «тонкая моторика» и «ручная умелость».