Татьяна Голубева
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
•Речевое развитие
•Познавательное развитие
•Физическое развитие
•Художественно-эстетическое развитие
Технологии:
•игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, языкового чутья;
•технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза
Возраст и контингент обучающихся: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: „Родственные слова“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Тип и вид занятия: закрепление ранее изученного материала на занятии по формированию лексико - грамматических средств языка, 2 период обучения, 2-е занятие по теме
Задачи:
- коррекционно—образовательная: продолжать знакомить детей с понятием «родственные слова»;
- коррекционно—развивающая: учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста; учить выбирать в цепочке слов родственные и неродственные; развивать языковое чутье, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
- коррекционно—воспитательная: воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: авторское пособие «Посади зернышко» http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskoe-didakticheskoe-posobie-dlja-oznakomlenija-detei-s-rodstvenymi-slovami-posadi-z-rnyshko.html, тексты стихов, сказки и рассказа с родственными словами, магнитное полотно с магнитными изображениями гуся, гусыни, гусёнка и гусеницы.
Ход занятия
1. Организационный момент
• Артикуляционная и пальчиковая гимнастика по лексической теме недели
• «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (Т. Голубева)
Логопед просит детей внимательно слушать сказку и найти в тексте родственные слова:
У рыбака весь улов невелик:
Добыл одну рыбку сегодня старик.
Но непростая та рыба была:
Желанье любое исполнить могла!
Рыболовное судно старик пожелал.
На нем, выйдя в море, много рыбы поймал.
Довольный с рыбалки вернулся домой.
Рыбного супа поели с женой,
Рыбьим хвостом кота накормили…
Долго и счастливо жили и были!
После того как дети называют родственные слова, картинки выставляются логопедом на доску.
2. Основная часть
Детям сообщается, что сегодня они продолжат знакомиться с родственными словами.
• Дидактическая игра «Запомни – назови, главное слово отыщи» - закрепление понятия «родственные слова»
Детям читается стихотворение, из которого предлагается выделить и назвать родственные слова. Необходимо будет не только назвать все родственные слова, но и выбрать главное слово. Группа названных детьми слов помещается на наборное полотно:
Вот из сада всем рассада,
Вот еще посадки рядом.
Вот садовник идет,
Цветы садовые несет.
Для детишек – детский садик,
Для зверюшек – зоосад…
Очень интересно гулять в саду словесном!
Ряд родственных слов повторяется детьми; с помощью логопеда анализируется их звуковая, а также смысловая общность.
• Дидактическое упражнение «Сочиняем рассказ»
Логопед выставляет на доску наборное полотно для крепления картинок и рядом - карточки с родственными словами, названия предметов на которых уточняет логопед. Затем предупреждает, что рассказ будут придумывать все вместе. Логопед рассказывает и одновременно выставляет соответствующее сюжету рассказа слово на наборное полотно. Дети его называют, тем самым дополняя повествование логопеда.
Коля и Таня с папой пошли в лес. Таня увидела первый гриб. Это был мухомор. А потом стали попадаться и съедобные грибы. «Осторожнее выкручивайте грибок из земли, не повредите грибницу!» - учил папа. Грибники набрали много грибов. Мама сварила из них вкусный грибной суп, а мелкие грибочки замариновала.
Предлагается озаглавить рассказ и пересказать по цепочке.
• Дидактическая игра «Какое слово лишнее?» - выбор неродственного слова
Логопед читает детям сказку «Хитрая гусеница» (Т. Голубева):
«Вылупился из яйца гусенок. Всё ему интересно! Повстречался гусёнок с гусеницей. «Ну всё, сейчас склюёт!» - подумала гусеница. Но гусёнок был маленький и не знал, что гусениц положено клевать.
- Ты кто такая? – спросил гусёнок.
- А ты кто такой?
- Я – гусёнок, а там мои родители: папа – гусь и мама – гусыня.
- А я ваша родственница – гусеница! Ты беги к родителям, обрадуй, что к вам тётушка приехала, а я пока за своим чемоданом сползаю!
Побежал гусёнок родителей радовать, а гусеница поскорей убралась восвояси».
Верно ли, что слова гусь, гусыня, гусенок и гусеница являются родственными? (Выслушиваются ответы детей)
Слова тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.
Далее идет выбор на слух неродственного слова из цепочки слов (слова могут быть схожи по звуковому составу, но разные по смыслу и, наоборот, имеющие смысловую общность, но разные по звуковому составу). Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и общее значение. Дети с помощью большого пальца руки показывают, является слово родственным или нет (палец вверх – да, палец вниз – нет).
Солнце, подсолнух, солонка, солнечный, жара, подсолнечное, солнышко, загар, солярий.
Море, морской, моряк, матрос, мореплаватель, морепродукты, корабль, Лукоморье, поморник, примерять.
Дорога, дорогой, дорожные, внедорожник, дорожка, тропинка, железнодорожный, велодорожка, подорожник.
Ошибки (если они есть) анализируются.
Динамическая пауза: «Лиса» (Т. Голубева)
У лисицы лисий нос (наклоняются вперед, показывают на нос,
У лисицы лисий хвост («виляем хвостиком»,
У лисы ребята - рыжие лисята (приседают)
И походка у лисы удивительной красы! (идут на носочках, изображая лисью походку)
После выполнения упражнений с детьми обговаривается, встречались ли в физминутке родственные слова и какие.
• Дидактическая игра «Посмотри и назови» - индивидуальная работа с наглядным материалом
Карточки-цветы раздаются детям. Дети называют слова, изображенные на картинках и прикрепляют их на наборное полотно с соответствующим опорным словом-зернышком (опорные слова: кот, лес, лед).
Логопед предлагает детям сгруппировать свои картинки в соответствии с родственным значением слов — названий предметов и составить предложение с одним из них.