Елена Адаховская
Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки «К», «КЬ»
Цель: формирование навыка правильного произношения звуков «К» - «КЬ», их дифференциация.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
• Закреплять произношение звуков «К» - «КЬ», уточнить их артикуляцию и акустические признаки;
• Закреплять навык дифференциации звуков «К» - «КЬ» в словах;
• Формировать навыки звукового анализа и синтеза;
• Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
2. Коррекционно – развивающие:
Публикация «Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
• Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память и зрительный гнозис.
3. Коррекционно – воспитательные:
• Воспитывать умение вслушиваться в речь;
• Вырабатывать усидчивость, аккуратность, доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: предметы со звуками «К» - «КЬ» в названии, зеркала, киндеры, обруч, карандаши, фломастеры, демонстрационные схемы слов, квадраты красного, синего и зеленого цвета, коробочки с фишками, полосками, колокольчиками по количеству детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент: дети сидят на полу в кругу, рассказывают чистоговорку, отбивая ритм руками
Туки – ток, туки – ток
Так стучит молоток, (стучат кулачками)
Тики – так, тики – так
Так часики стучат, (движение ладошками вправо-влево)
Тики – тук, тики – тук
Так стучит каблук. (стучат ладошками-лодочками, образуя глухой звук)
II. Основная часть:
1. Логопед обращается к детям :
«Ребятишки, а вы знаете, что когда-то я тоже была маленькой девочкой, и у меня было много игрушек. Я очень любила играть с куклами. Сейчас я вам покажу и расскажу». Логопед играет, сопровождая свои действия речью: «Я маленькая девочка. У меня есть кукла Катя, я катаю её в коляске. Катя кричит, она, наверное, хочет кушать. Я покормлю её кашкой. А теперь я дам ей новую игрушку – красивого котенка. Катя играет с котенком». (Звук «К» во всех словах произносится утрированно).
После игры логопед обращается к детям : «Ребятишки, вам понравилось, как я играла? Какой звук я выделяла голосом? Какой звук у нас сегодня самый главный? Какие слова вы запомнили со звуком «К»?»
2. Работа над звуком:
Дети произносят звук перед индивидуальными зеркалами и уточняют его артикуляцию, сопровождая свои действия комментариями: «При произнесении звука «К» язык становится горкой, для воздуха есть преграда, кончик языка внизу, звук произносим коротко, на ладошке ощущаем горячий воздух».
Логопед спрашивает у детей : «Каким квадратиком мы будем обозначать звук «К»?» – синим. «А будем ли мы использовать колокольчик на звук «К»?» Дети проверяют – закрывают ладошками ушки и делают вывод: «Нет, звук тихий, его совсем не слышно – он глухой».
Понятия «звонкий звук/глухой звук» вводились на занятиях при изучении первых согласных звуков, когда дети практическим путем с помощью настоящих колокольчиков учились различать их звонкое и глухое звучание.
3. Игра «Поймай звук» :
Услышав звук «К» в звуковом ряду, дети звенят киндерами.
4. Где звук?
Дети называют мои предметы (кукла, каша, котенок, коляска, носок у куклы Кати, пеленка). На магнитном мольберте выставляют схемы с указанием схемы слов с указанием места звука «К» в словах.
5. Игра «Назови ласково» :
Логопед обращается к детям : «Ребятишки, в чьем имени есть звук «К»? (Катя, Кирилл) А вам не кажется, что в Кирюшином имени он какой-то необычный? (он нежный, мягкий)». На мольберт крепится зеленый квадратик, на полу появляется зеленая подушка – наше обозначение мягких звуков.
«А вы знаете, что в имени каждого из вас прячется звук «К»?» - дети хором называют ласково каждого ребенка. Кого назвали, тот встает на ножки.
6. Физминутка: (сочинили вместе с детьми, и теперь регулярно используем)
Мы сидели, мы устали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Эй, ты, не зевай!
И за … повторяй.
Логопед выбирает ребенка, который показывает какие-либо движения, а все остальные детки за ним повторяют. (Играем 2-3 раза)
7. Игра «Найди предмет» :
Каждый ребенок находит в группе предмет со звуком «К», приносит его в «домик» (обруч, лежащий на полу). Логопед поднимает игрушку, ребенок ее называет, определяет, где звук в слове, и куда положить игрушку:
• на подушку, если звук мягкий
• возле камня, если звук твердый
8. Анализ слова «кот» :
Ребятишки убирают все игрушки на свои места; в «домике» остается кот. Один ребенок выходит к мольберту, а остальные дети фишками из индивидуальных коробочек выкладывают схему слова «КОТ».
III.Итог занятия :
«Какой звук у нас в группе сегодня самый главный? Давайте нарисуем предметы с этим звуком».
Дети рисуют картинки со звуком «К»; эти рисунки вклеиваются в альбомы, тетради взаимосвязи с родителями для дальнейшего закрепления темы. (Так же эти картинки можно использовать для автоматизации звуков на индивидуальных занятиях)