оксана высоких
Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
• развитие мышления детей на материале описательных загадок
• автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
Публикация «Логопедическое занятие на тему „Зимующие птицы“ для детей с ОНР (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• закрепление умения детей делить слова на слоги
• развитие связной речи детей : умение составлять рассказ по опорным схемам
• развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
• развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
• развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
• воспитание умения взаимодействовать друг с другом
• воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т. д.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Какое сейчас время года? (ответы детей Что вы видите на снегу? (следы). Кто их оставил? (птицы) Чьи следы? (птичьи).)
Логопед : А сейчас послушайте загадки и отгадайте их. На слайд выводится изображение птиц.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.)
Правильно, о зимующих птицах.
Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц)
Игра «Раздели на слоги»А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах)
Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
Физминутка.
а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев
Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,
Зернышки клюют постукивать по коленкам)
Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)
Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)
Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)
Клювики почистили.
Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)
И на место сели. (Дети садятся на стульчики)
Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей (сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Н. Нищева
Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)
-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)
-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)
-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)
_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)
-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)
Логопед. Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только синичка, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорной схеме.
- Название птицы
- Какая это птица? Зимующая или перелетная?
- Эта птица крупная или мелкая?
- Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.
- Чем питается зимой?
- Где ночует?
- Какую пользу приносит эта птица?
Дети составляют описательные рассказы
Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
птица – птичка, пичужка
синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
голубь – голубка, голубок
галка – галочка
Логопед. Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
7. Итог занятия
Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.