Наталья Волошина
Логопедическое занятие на различение звуков [П] и [Б]. Закрепление понятий «звонкий-глухой согласный»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Различение звуков Б – П
Цель: дифференциация звуков Б – П.
Задачи: закрепление понятий звонкий-глухой согласный. Учить дифференцировать звуки в словах. Развивать фонематическое восприятие. Выделение звуков П и Б из названий картинок. Составление слов из рассыпавшихся букв, составление предложений.
Коррекция фонематического слуха, фонематического восприятия. Развитие звукового анализа, зрительного гнозиса, слухового внимания. Развитие мелкой моторики.
Публикация «Логопедическое занятие на различение звуков [П] и [Б], Закрепление понятий „звонкий-глухой согласный“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Воспитывать у детей умения работать в команде, умения выслушивать инструкцию, умения выслушивать друг друга.
Оборудование: картинки с изображением Буратино, Бармалея, павлина, паука, Блум (из м/ф Винкс, Человека–Паука (из м/ф Человек-Паук). Двусторонняя картинка с изображением замка (черно-белое изображение с одной стороны и цветное с другой стороны, порезанная на 6 полосок горизонтально. Цветные картинки с изображением леса, поляны с домиками, озера, пропасти с мостом,забора. Магнитная доска. Бумажные Блум и Человек–Паук на магнитах. Фланелеграф. Домики (один домик с колокольчиком для слов, где звук в начале слова, один домик с колокольчиком для слов, где звук в середине слова, один домик с зачёркнутым колокольчиком для слов, где глухой звук в начале слова, один домик с зачёркнутым колокольчиком для слов, где глухой звук в середине слова).Фигурки утят разной величины (по 5 утят жёлтого и белого цвета) с буквами (Б,О,Ч,К,А,П,О,Ч,К,А).набор предметных картинок (арбуз, капуста, помидор, автобус, шапка, барабан, банан). Большая картинка с изображением озера. Мягкий конструктор «Классики» с наклеенными картинками, в названии которых есть звуки б или п. Кубики синего и красного цветов для составления звуковых схем.
Ход занятия.
1. Постановка игровой задачи. Знакомство с темой.
Логопед. Ребята, в сказочной стране случилась беда! Пропали звуки, их кто-то украл. Послушайте внимательно, какие звуки пропали? (Логопед показывает картинки) :
Я – уратино,
А я – армалей,
Какой звук украли?
Скажи поскорей!
Я – авлин,
А я – аук,
У нас украли
Какой звук?
Дети называю пропущенные звуки.
Логопед. Но кто украл звуки? И как их найти? К нам спешат герои мультфильмов (звучит музыка из м/ф «Винкс», из м/ф «Человек-Паук». Дети угадывают персонажей мультфильмов). Они хотят нам что-то сказать.
Блум, Человек-Паук (логопед держит картинки героев) :
Мы знаем, кто украл звуки! Это злой и ужасный Бобупоп, он появился от звуков [Б] и [П] и чем больше этих звуков будет в его замке, тем страшнее и чернее будет замок, а сам Бобупоп будет ужасней и сильнее! Нужно дойти до его замка. И если мы справимся с заданиями, замок из черного постепенно превратится в цветной. Яркий цвет уничтожит Бобупопа, и звуки освободятся. Вперед, ребята! Мы с Вами!
(картинки героев убираются).
2. Сравнительная характеристика звуков Б и П
Логопед. Ребята, как зовут девочку? (Блум) Какой первый звук в слове Блум? (Б) Какой он, что мешает его пропеть? (Губы) Значит, звук имеет преграду. (Он согласный). Положите ладонь на горлышко. Что с ним? Оно «работает», «не спит», значит, [Б] какой звук? (звонкий). А ещё кто приходил? (Человек-Паук). Какой первый звук в слове паук? (П). Что мешает его пропеть? (Губы. Звук согласный). Что с нашим горлышком? (Оно спит, звук глухой) Что общего у этих звуков? (Согласные, мешают губы). А чем они отличаются? (Звук [П ]глухой, а звук [Б] звонкий).Звук [Б]обозначается буквой Б (показываю картинку с буквой Б, а звук [П] обозначается буквой П (показываю картинку с буквой П). Ну что ж, наши герои уже ждут Вашей помощи. ( Дети делятся на две команды: команда, которая помогает Блум, и команда, которая помогает Человеку-Пауку. На детей одеваем бейджики с изображением мультгероев в зависимости от команды. На доске висит план-карта дороги к замку Бобупопа. В начале дороги прикреплены бумажные Блум и Человек-Паук на магнитах. В конце пути висит чёрно-белый замок,разрезанный на 6 полосок. По мере выполнения заданий полоску, начиная с нижней, переворачиваем, там появляется цветной фрагмент картинки, изображающей замок).
3. Различение звуков [Б] и [П] на слух.
Герои передвигаются на картинку с изображением леса.
Логопед. Мы идем к замку! Вошли в лес. Ветер шелестит в ветках деревьев. Я вас не слышу, но я вас вижу. Покажите мне пальцами букву Б и букву П. Я называю слова, а вы показываете, какой звук слышите в этом слове: [Б] или [П].
Буква Б: указательный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты, расположены один за другим, направлены вправо и располагаются над «кольцом».
Буква П: большие пальцы обеих рук направлены друг к другу горизонтально и соединяются кончиками. Указательные пальцы направлены вниз, остальные прижаты к ладоням.
Слова: бумага, панама, бутерброд, баран, почта, крупа, тропа, кабачок, арбуз.
Переворачиваем нижний фрагмент замка, герои передвигаются к картинке, на которой изображена поляна с домиками.
4. Отбор картинок со звуком [П] или [Б]. Определение места звуков [П] или [Б] в слове.
Логопед. Мы вышли из леса на поляну. А на ней пустые домики. Рядом рассыпались картинки, разложите их по домикам ( на фланелеграфе стоят четыре домика: [Б] в начале слова, [Б] в середине слова, [П] в начале слова, [П] в середине слова).
Дети по одному берут картинки и кладут возле нужного домика. Команда, которая помогает Блум, выбирает картинки со звуком [Б], а команда Человека- Паука со звуком [П].
Картинки: помидор, автобус, арбуз, банан, шапка, капуста, барабан.
Логопед. Ура, мы вернули слова в свои домики!
Переворачиваем следующий фрагмент замка, герои передвигаются на картинку с озером.
5. Составление слов из рассыпавшихся букв.
Анализ схожих по звучанию слов, составление предложений с этими словами.
В озере плавают утята разной величины и разного цвета. На них написаны буквы ( на желтых утятах: Б, О, Ч, К, А, на белых: П, О, Ч, К, А)
Логопед. Вам загадать хочу слова
Утят по росту вы поставите,
И слово без труда составите.
Дети составляют слова БОЧКА, ПОЧКА, далее анализируют звуковой состав слов.
Логопед. Ребята, похоже по звучание эти слова? Чем они отличаются? Что такое бочка? Выберите картинку, на которой она изображена? Что такое почка? Придумайте предложения с этими словами.
Переворачиваем фрагмент замка, переставляем героев к картинке с изображением пропасти.
6. Физминутка
Логопед. И вот перед нами огромная пропасть,
Эх, как бы в нее не попасть.
Вот старый мостик,
Надо с него не упасть.
На полу классики с картинками (слова со звуком [Б],[П]). Команда Блум прыгает на картинки со звуком [Б], команда Человека-Паука – со звуком [П] Картинки : паук, Буратино, бусы, бассейн, павлин, попугай, Баба-Яга, бантик, паровозик, подсолнух, банка, повар.
Переворачиваем фрагмент замка, переставляем героев к картинке с изображением забора.
7. Добавление слогов ПА или БА
Логопед. Замок все ближе, но что это? Высокий забор. Чтобы через него перебраться,нужно очень постараться. Договорите все слова: ПА или БА.
Плавает ры (ба).
У собаки ла… (па).
Светит лам… (па).
Девочка Лю… (ба)
Дерево ли… (па)
У папы шля (па)
Гречневая кру… (па)
Подзорная тру (ба)
Норковая шу (ба)
Дети хором добавляют нужный слог.
Переворачиваем предпоследний фрагмент замка.
8. Составление звуковых схем.
Логопед. Мы почти около замка. Какие герои нам помогали? (Блум, Человек-Паук). Давайте поблагодарим их и составим звуковые схемы слов Блум и Паук (команды составляют схемы слов из кубиков).
Переворачиваем последний фрагмент замка.
9. Итог занятия.
Логопед. Ура! Мы выполнили все задания! Замок стал цветным, а злодей исчез. Какие звуки освободились? ([Б] и [П]). В какие слова они вернулись? (дети называют разные слова с этими звуками). Мы хорошо позанимались, и герои мультфильмов дарят вам призы.
Список используемой литературы.
1. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
2. Егорова. О. В. Звуки П, Пь, Б, Бь. – Москва: Гном и Д, 2007. – 28 с.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.