Раисия Кашкова
Логопедическое развлечение «На сказочной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к народному творчеству через малые формы фольклора и народные сказки.
Задачи:
Коррекционно-развивающие :
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, дыхание;
совершенствовать фонетическую сторону речи (слух, восприятие, произношение);
развивать умение соотносить речь и движения (стихи, потешки, игры, хоровод) ;
развивать эмоционально речевое высказывание;
развивать внимание, память, мышление, воображение.
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Логопедическое развлечение „На сказочной полянке“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Закреплять знания детей о потешках, пословицах и марийских сказках; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза (выделение в слове первого и последнего звука, гласного и согласного звука, умение составлять и читать слоги).
Коррекционно-воспитательные:
Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений; Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству;
Воспитывать патриотизм, чувство национальной гордости.
Оборудование:
Оформление «поляны» деревьями, цветочками, марийский национальный костюм для Сказочницы, Пампалче, «волшебный платок»; компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме, «звуковые маски», цветочки с буквами, колокольчик.
Предварительная работа: чтение марийских сказок в группах, знакомство с пословицами, заучивание потешек, разучивание игр для артикуляции, дыхания, движения с пальцами.
Ход развлечения
(Первый слайд)
Под марийскую мелодию в зал входит Сказочница с детьми.
Сказочница : Добрый день, гости званые, желанные!
Очень рада видеть Вас –
и малых детушек и взрослых.
Я перед вами немного покрасуюсь и вами полюбуюсь.
Я, добрая Сказочница, пригласила вас на свою любимую полянку. С большим удовольствием сообщу, здесь живут самые разнообразные сказки : и добрые, и веселые, и грустные, … и загадочные.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем: «В гости заходи».
(Второй слайд.)
Под грустную марийскую мелодию входит Пампалче.
(Третий слайд.)
Сказочница : Здравствуй, девица-краса, откуда ты к нам пожаловала?
Пампалче: Салам лийже! Здравствуйте!
От слуг владыки Водяной
Бежала я к сестре родной,
Замазав зуб густой смолой.
Вувер-кува меня бы не узнала
Но с зуба та смола упала.
Сказочница : Узнали, дети, кто к нам пришел?
Дети: Да, Пампалче!
Сказочница : Да, это мудрая, красивая девушка Пампалче из марийской сказки. Но почему же ты грустишь?
Пампалче: Как же мне не грустить, хочет отец меня отдать Водяному владыке.
Сказочница : Горевать не торопись, Пампалче… Я тебе помогу… Знаю, чтобы убежать от водяного, надо тебе попасть в свою сказку. (Ребята, в какую сказку надо попасть Пампалче)
Дети: «Сереброзубая Пампалче»!
Сказочница : Правильно! Пампалче, вот тебе волшебный мой платок.
А уж он-то пригодится точно.
Волшебным платочком взмахнёшь,
И в сказку свою тотчас попадёшь!
Повтори волшебные слова, Пампалче, и в свою сказку попадешь!
Пампалче: Волшебным платочком взмахну,
И в свою сказку тотчас попаду!
Ничего не получается, может, я что-то не так делаю?
Сказочница : Всё так, да не совсем. Чтобы попасть в сказку, сначала надо выполнить задания – упражнения для пальцев, язычка и дыхания. А в этом нам помогут дети. Поможем, дети?
Давайте сначала выполним упражнения для пальцев «Идут четыре брата…»
Пальчиковая гимнастика
Идут четыре брата Показать четыре пальца, большой прижат к ладони
Навстречу им старшой Показать большой палец
-Здорово, Большая! Покрутить большой палец
-Здорово, Васька-указка. Большой палец соединяется с указательным в колечко.
Мишка-середка Большой палец соединяется со средним пальцем
Гришка-сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем
И крошка-Тимошка Большой палец соединяется с мизинцем
Сказочница : А теперь выполним упражнения для язычка.
Игра «Ровным кругом».
Ровным кругом друг за другом
Эй, ребята, не зевай,
Что нам, (имя) покажет,
Будем дружно выполнять. (Каждый называет по два упражнения)
Сказочница : А теперь давайте шарик надуем? (Дыхательные упражнения)
Игра «Шарик». (Дети в маленьком кругу)
Надуваем быстро шарик (глубокий вдох через нос)«с-с-с-с» (порционный выдох и четыре шага назад от центра)
Он становится большой, вот такой! (показывают руками)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел (хлопок руками, затем глубокий вдох) «ш-ш-ш-ш». (Порционный выдох, сужение круга к центру.)
Стал он тонкий и худой. (Показывают ручками, какой стал шарик)
Мы не станем горевать (качают головой)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик (вдох) «с-с-с-с», (выдох, расходятся на большой круг, сделав четыре шага назад)
Он становится большой!
Сказочница : Молодцы! Задания выполнили!
(Четвертый слайд)
Пампалче: Это не моя сказка!
Сказочница : Да, на этой поляне живут потешки, пословицы, прибаутки. Не горюй, Пампалче, ребята тебя не подведут. Они знают много потешек и пословиц. Правда, ребята?
(автоматизация изученных звуков в фразовой речи)
Потешки
(Л) Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Полежал немножко, распахнул окошко:
-Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
(ЛЬ) Летели кукушки через три избушки
Как они летели, все люди глядели
Как они садились, все люди дивились.
(Р) Марфушка веселая,
Марфа чернобровая!
Пройди, Марфа, горенкой!
Топни, радость, ноженькой!
(РЬ) Привяжу я козлика к кудрявой березке.
Привяжу рогатого к кудрявой березке.
-Стой, мой козлик, не бодайся!
А ты, березка белая, стой, не качайся!
(С) Сосна, сосна, отчего ты красна?
Оттого я красна, что под солнышком росла.
Стихи на марийском языке «Кече», «Тумна».
Сказочница : Наши ребята знают и пословицы.
(Пятый слайд)
Игра: «Продолжи пословицу» : (логопед говорит начало, а дети продолжают.)
Сказочница : Молодцы, ребята! Но нам нужно в твою сказку попасть. Пампалче, взмахни платочком!
Пампалче: (машет платочком)
Волшебным платочком взмахну,
И в свою сказку тотчас попаду!
(Шестой слайд)
Сказочница : Опять не получается? На этой поляне живут буквы и звуки. Не горюй, Пампалче, ребята тебя не подведут. Они много знают о буквах и звуках, стараются их правильно и красиво выговаривать.
(Седьмой слайд)
1. Назовите первый и последний звук в слове «дом», «лужа», «забор».
2. А теперь в этих словах назовите только гласные.
(Восьмой, девятый слайды)
3. Игра «Найди картинки». (Дети выбирают картинки, которые начинаются на гласные звуки.)
(Десятый слайд)
4. Игра «Звуковые шапочки». (Дети в шапочках комара, пчелки, жука, гуся и т. д. под звон колокольчика свободно имитируют движения и «песенки» своих героев. После прекращения звона останавливаются около цветочков-букв и составляют слог).
Сказочница : Молодцы! Но мы продолжаем искать марийскую сказку «Сереброзубая Пампалче». Пампалче, взмахни своим волшебным платочком.
Пампалче: (машет платочком)
Волшебным платочком взмахну,
И в свою сказку тотчас попаду!
(Одиннадцатый слайд)
Сказочница : Ребята, посмотрите, на этой поляне живут марийские сказки. А вы знаете марийские сказки? «– Да!», – Ну, тогда покажите свои знания! Назовите из каких сказок эти отрывки?
1. «Сова тум, тум
Одного птенца брось, тум-тум,
Как залезу – съем, тум-тум,
Как спущусь – съем, тум-тум,
Как срублю – съем, тум-тум.» («Лиса и Сова»)
(Двенадцатый слайд)
2. «Жил в нашем марийском лесу Зайчишка, очень-очень любознательный, но трусишка: всего-превсего боялся. …Но вот подрос он и захотелось ему, наконец узнать, кто же на свете самый-самый сильный.» (Сказка «Любознательный заяц»)
(Тринадцатый слайд)
3. «Ой, сестрица, сестрица,
Опусти шелковую лестницу!
Не то поймает меня Вувер-Кува,
Отдает в жены Водяному владыке.» (Сказка «Сереброзубая Пампалче»)
(Четырнадцатый слайд)
Сказочница : Вот мы и попали в твою сказку, Пампалче. Как мы рады с ребятами, что смогли помочь тебе. Платок бери в подарок и беги поскорее к своей сестре!
Пампалче: Спасибо вам, ребята, что мне помогли. До свидания! Чеверын!
(Пятнадцатый слайд)
Сказочница : Всегда, в любой сказке добро, дружба, взаимовыручка побеждают зло и злые силы. Вот и наша сказка-игра закончилась благополучно.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
До свидания, до новых встреч!