Елена Лучшева
Планирование недели «Логопедическая тема «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели : «Зима»
Цель: развитие лексико - грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.
- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
- Устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения, поясняя причину события.
- Развивать логические умения: доказательство, анализ, синтез.
- Систематизировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме.
Публикация «Планирование недели „Логопедическая тема „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Отвечать на вопросы в процессе беседы.
- Развивать умение отгадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного, птицы идет речь, находить картинку с изображением дикого животного и его зимнего жилища и корма. Уметь рассказывать об этом.
- Уметь заканчивать предложения педагога, подбирать по смыслу соответствующий глагол.
- Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
Воспитательные цели урока:
- Учиться внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы).
- Вызвать интерес к теме и настроить на предстоящее занятие.
Существительные: Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, лопата, хоккей, ворота, снег, снежинка, мороз, холод, ветер, лед, снегопад, льдинка.
Глаголы: Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, рубить (лед, приземляться, разгоняться, хрустеть (о снеге, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, обметать, стыть, леденеть.
Прилагательные: быстрый, зимний, скользкий, липкий, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, морозный, искристый, жесткий, прозрачный.
Понедельник
Старшая группа
групповые занятия
Активизация словаря
Общие речевые навыки Развитие дикции, интонации, мимики (см. прил. А)
Речь с движением Массаж рук и ног (см. прил. Б)
Мелкая моторика Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (см. прил. В)
Лексика и грамматика Артикуляционная Единственное и множественное число (см. прил. Г)
гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)
Продуктивная деятельность Работа в тетрадях
Вторник
Старшая группа
групповые занятия
Общие речевые навыки Расскажи по опорным картинкам, (см. прил. А)
Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)
Мелкая моторика Поделка из природного и бросового материала
Артикуляционная
гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)
Лексика и грамматика Составление рассказа по серии картинок «Мы лепили снеговика» (см. прил. Г)
Продуктивная деятельность Работа в тетради.
Среда
Старшая группа
групповые занятия
Общие речевые навыки Работа с текстом. Пересказ. Ответы на вопросы (см. прил. А)
Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)
Мелкая моторика Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (см. прил. В)
Слуховое внимание доскажи словечко
Артикуляционная
гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)
Лексика и грамматика Расширение предложения
Продуктивная деятельность Работа в тетради
Четверг
Старшая группа
групповые занятия
Активизация словаря
Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)
Мелкая моторика Рисование на пластилине
Артикуляционная гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)
Лексика и грамматика Составление предложений
Продуктивная деятельность Работа в тетради
Пятница
Старшая группа
групповые занятия
Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)
Мелкая моторика «Зимяяя прогулка» пальчиковая игра
Артикуляционная гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)
Лексика и грамматика Согласование числительного существительного прилагательного
Продуктивная деятельность Работа в тетради
Приложение А
Общие речевые навыки: Развитие дикции, интонации, мимики
1) чтение буквосочетаний по таблице;
2) произнесение скороговорки: Через горы и леса едут сани - чудеса, девочки - тихо, мальчики - громко;
девочки - низко, мальчики - высоко;
1 ребенок - с вопросительной интонацией;
2 -с утверждением;
3 -с сомнением;
4 -с возмущением;
5 -с восхищением.
5. Развитие фонематического слуха.
- Из первых звуков слов составьте слово: Мука, окунь, рыба, обувь, зубы. (Мороз).
- Придумайте к слову «мороз» глаголы.
- Придумайте предложения с этим словом.
Работа с текстом. Пересказ. Ответы на вопросы.
Текст: В морозный зимний день подобрал я во дворе замерзшего воробья. Воробушек долго лежал на моей ладони. Потом он отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так я и звал его Чилим. Стал он жить у меня дома.
Чтение текста вслух по предложению.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему?
- Кто герои?
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
- Как начинается рассказ?
- Как сначала вел себя воробушек?
- Как изменилось его поведение?
- Как мальчик назвал его? Почему?
- Чем закончился рассказ?
Зимой идут снегопады.
Ночи стали длиннее, а дни короче.
Мороз рисуетузоры на окнах.
Вода замерзает.
Люди надевают теплую, зимнюю одежду.
Дидактическая игра “Кто как зимует” : (по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей).
Птицы
* С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь).
* Эту птицу называют мудрой. У неё отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).
* Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).
Животные
* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).
* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).
* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).
* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (гайно, иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).
* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы - сухие листья, мох, траву - они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).
* Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (домашние животные).
Приложение Б
(согласование речи с движениями).
Самомассаж
Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)
Варежки (от пальцев к запястью)
И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).
Шубку теплую наденем (имитация движений)
И пойдем гулять скорее.
“Снежная баба”
Дети стоят в кругу. Снежная баба стоит в центре круга.
Сегодня из мокрого кома (идут по кругу, катят воображаемый снежок)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Морковкою нос и метелка в руке (имитация движений, согласно тексту) Большое ведро на ее голове.
Снежная баба сейчас поиграй (хлопают в ладоши)
И наших ребяток быстрей догоняй (дети убегают, снежная баба их догоняет).
Приложение В
Мы лепили снежный ком (имитация движений)
Ушки сделали потом {показ “ушек”)
И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. (указательными пальцами касаться уголков глаз)
зайчик вышел, как живой! (Поджать руки к груди, кисти опущены)
Он с хвостом и головой! (Показать хвост, потом обе руки положить на голову)
За усы не тяни - (погрозить пальцем)
Из соломинки они!
Длинные, блестящие (развести руки от носа в стороны)
Точно настоящие! (Покачать головой)
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём " по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«
Приложение Д Загадки
Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)
Всю ночь рисует на окне Белилами и мелом.
Но, как он ходит по стене И остается целым?
(Мороз)
Ни ведра, ни кисти, ни рук,
А побелит все вокруг.
(Зима)
Скатерть бела Весь свет одела.
(Снег)
Одеяло белое Не руками сделано.
Не шилось, и не ткалось,
А с неба на землю свалилось. (Снег).
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз).
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке?
Все пушистые такие,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки).
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит и лежит.
А весной, по теплу, убежит. (Снег)
Кто идет на снежных ножках? По тропинкам и дорожкам? Кто способен на уловки, Носик у него - морковка?
По весне растает вмиг.
Это белый.
(снеговик).
Думал что мел,
Потому что был бел.
А в руки взял - А он водою стал.
(Снег).
И не снег он, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Зацепилась за карниз И растет головкой вниз. (Сосулька)
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)
Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз).
Мы живем под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз.
А могли бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька).
С неба - звездой,
В ладошке - водой.
(Снежинка).
Как вошел - никто не видел, Что сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз).
После брата Января Идет очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга.
(Февраль).
Рассыпала Лукерья Серебряные перья,
Закружила, замела,
Стала улица бела.
(Метель).
Белый дед - белее нет.
Старый, горбатый, лежит возле хаты. Лежит он всю зиму — никто не поднимет.
Когда весна придет - он тут же сам уйдет.
(Сугроб).
Бел как мел,
С неба прилетел.
Всю зиму пролежал,
А весною в землю убежал.
(Снег).
Зима на крыши серые Бросает семена.
Растит морковки белые Под крышами она.
(Сосульки).
Жил я посреди двора,
Где играла детвора,
Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик).
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые придут весной ветра И меня прогонят со двора. (Зима).
На дворе лежит горой,
А в избе становиться водой. (Сугроб).
Летит - молчит,
Лежит - молчит.
Когда умрет,
То заревет.
(Ответ).
Он прозрачный, как стекло, Однако не вставишь его в окно. (Лёд).
Ну-ка, угадай-ка:
Белая хозяйка Тряхнула высоко перинкой - Полетели над миром пушинки. (Зима).
Он рисует на стекле Пальмы, звезды, смайлики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.
(Мороз)
Кто в холод не боится остаться без перинки
И вытряхнет на землю летящие пушинки. (Зима)
Кто поляны белит в белый И на стенах рисует мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль улиц пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
Дел у меня немало — я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю кусты, поля, дома, а зовут меня. (зима)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Но подуют теплые ветра И прогонят меня со двора.
(Зима)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
И трусишка зайка серый Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто же знает,
Когда это все бывает?
(Зимой)
Не хилела, не болела, а саван надела. (Земля со снегом)
Невидимкой, очень тихо Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле.
(Мороз)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
Снег катали и месили,
Человека мы слепили.
Вместо глаз - два уголька,
Там, где нос, - морковка,
А в руках - метелка.
Кто он, наш Егорка?
(Снеговик).
Валяется камень на мерзлой земле, Вился, вился белый рой,
Его подберешь - исчезает в тепле. Сел на землю - стал горой.
(Снег). (Снег).
Странная вещь лежит во дворе: Волшебной сказкой делая
Ее ты поднимешь - исчезнет в тепле. Деревья и дома,
(Снег). Пришла к ребятам белая,
Холодная.
Старик у ворот тепло уволок.
И сам не бежит, и другим стоять не (зима).
велит. Он - пушистый, серебристый,
(Мороз). Но рукой его не тронь.
Станет капелькой он чистой,
Бел, а не сахар. Если тронешь вдруг рукой.
Ног нет, но идет.
(Снег).
Без досок, без топоров Через речку мост готов.
(Мороз).
У избы побывал, все окно разрисовал, У реки погостил, на всю реку мост мостил.
(Мороз). (Снег).
На всех садится, Никого не боится.
Но солнышко взглянет, Он и растает.
(Снег).
Рисует художник пейзаж на стекле.
Как жаль, что картина погибнет в тепле. (Мороз)
Дедушка мост мостил без топора и без ножа.
(Мороз)
Там, где лес из сосен рыжих,
Там, где снега кутерьма,
Побежим на быстрых лыжах. Здравствуй, матушка. (зима!
Г ость гостил, мост мостил.
Без пилы и топора мост вымостил. (Мороз)
Кто знает верную примету:
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма И солнце низко, то.
(зима)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка - крохотулька,
Зимний леденец.
(сосулька).
Он холодный, светло-синий По кустам развешан. (иней)
У нас под самой крышей Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)
.Кружит она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки - зимы подруга, Северная гостья -. (вьюга).
.Он из снега одного,
Из моркови нос его.
При тепле - заплачет вмиг И растает.
(снеговик).
Зимой он звезда,
А весною - вода.
(Снег).
Бел, а не сахар.
Нет ног, а идет.
(Снег).