Елена Дербишева
Литературные посиделки «Здравствуй, Зимушка-Зима!» (для детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию конспект мероприятия, которое можно проводить как в совместной деятельности, так и как НОД. Материалы подобраны как из интернета, так из своей копилочки.
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года.
Задачи:
Обучающие: учить правильно, согласовывать существительные, прилагательными; развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию; отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Литературные посиделки „Здравствуй, Зимушка-Зима!“ (для детей 5–6 лет)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Литературная деятельность
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивающие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
Воспитывающие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.
Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.
Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи.
Материалы:
- иллюстрации о зиме,
- большой снежный ком из белой бумаги или мяч, обклеенный белой бумагой,
- снежинки из бумаги,
- корзинка со снежными комочками,
- аудиозаписи зимних композиций (классические и современные,
- загадки о зиме.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
Ход занятия:
На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».
Здравствуй, гостья — зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит,
Наша русская кровь на морозе горит!
Предложить прочитать стихотворения о зиме детям (домашнее задание)
«Стихотворения о зиме»
Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.
Кто скажет, сколько месяцев длится зима? Назовите, пожалуйста, эти месяцы. (Ответы детей.)
В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т. д.
«Опыт со снегом»
Внесение снега в группу. А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей) Какой снег на ощупь, на цвет, на структуру: твердый, рыхлый, мягкий или пушистый?
«Подбери нужное слово»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой снежный комок подарил мне Снеговик. Давайте поиграем с ним в игру «Подбери нужное слово». Я вам задаю вопрос и кидаю снежок, кому в руки он попадет, тот и отвечает.
Вопросы:
- Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
- Тропинки запорошило — это как вы понимаете? (Занесло снегом.)
«Пороша», «запорошило» — эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
Игра «Сдуй снежинку» (Дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(снежинка)
- Молодцы, отгадали.
«Сюрпризный момент» :
А вот и снежинки к нам в группу залетели. Давайте с ними поиграем.
Воспитатель раздает детям бумажные снежинки и просит, повторяя за ним слова, сдуть снежинку с ладошки.
Тут снежинки полетели,
На ладошки детям сели.
Но игриво говорят:
“Не хочу я лежать –
Буду я кружиться,
Летать и веселиться!”
«Стихотворения о зиме»
Воспитатель: Продолжаем игру «Подбери нужное слово»
- Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.)
- А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? (Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.)
- Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы остались зимовать.
- А насекомые куда подевались? (О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.)
«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».
- Какие деревья в лесу зимой? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые.)
- А какие у вас забавы да игры зимой? (Ответы детей : катаемся на санках, лыжах, коньках, лепим снежную бабу, играем в снежки и др.)
Игра «Зимние забавы» (под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Представьте, что мы уже на улице. Давайте поиграем в зимние забавы. Покажите, как скатываются с горки, катаются на лыжах и коньках.
Артикуляционная гимнастика
1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
«Стихотворения о зиме»
Воспитатель: Народ сложил о зиме пословицы. Вот послушайте народную мудрость:
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Спасибо, мороз, что снегу нанес.
- Береги нос в большой мороз!
- Солнце на лето, зима на мороз!
- А приметы?
- Дым столбом — к морозу.
- Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
- Кошка в печурку — стужа во двор.
Игра «Загадки о зиме»
Воспитатель: Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.
1-ая загадка:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
2-ая загадка:
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь, сытая
Вниз кидала, сыпала
На поля, озерушки
Белый пух да перышки.
(снежная туча, снег)
3-я загадка:
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал. (мороз)
4-ая загадка:
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны. (снежки)
Воспитатель (сюрпризный момент) : Молодцы, все загадки разгадали! Снеговик, мой друг, сказал мне по секрету: что если дети разгадают все загадки о зиме, то он им подарит для игры-забавы снежки. Вы справились с заданием. Вот, примите подарок от моего друга. (Достает корзинку с бумажными снежками и вручает детям)
Игра «Бой снежками» (музыкальное сопровождение)
Организовать детей, разбить на две команды. После игры собрать все снежки в корзинку.
Воспитатель: Наши посиделки подходят к концу. Давайте на прощание послушаем стихотворение о зиме.
«Стихотворения о зиме»
Рефлексия:
Что мы сегодня делали?
Во что играли?
Какие опыты проводили?
Расскажите дома родителям о том, что вы узнали интересного о времени года Зима и принесите ваши творческие работы на тему «Здравствуй, Зимушка-Зима!» для оформления выставки.
Интернет-источники:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/12/zanyatie-dlya-starshey-gruppe-zima-zimushka-zima
Теперь посмотрите фотоотчёт с этого мероприятия.