Людмила Осипенко
Чтение рассказов М. Пришвина «Листопад. Последние грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи. Расширять словарный запас, учить понимать образную лексику, используемую автором в художественном тексте, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, использовать в речи предложения. Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать у детей культуру ведения диалога, любовь к родной природе, бережное и внимательное к ней отношение. Пробудить интерес к окружающему миру.
Ход образовательной деятельности
— Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
Публикация «Чтение рассказов М, Пришвина „Листопад, Последние грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Деревья осенью, листопад
- Пришвин М. М.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
И перекрасила все листья. (Осень.)
— Какое сейчас время года? (Осень.)
— Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
— Чем отличается осень от лета? (День стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Днем стало холоднее. Солнце греет не так. Листья пожелтели. Деревья готовятся к зиме. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее.)
— Ребята, осень бывает разная: ранняя, поздняя, золотая. Посмотрите. (Показ иллюстраций.) Как вы думаете, какая осень здесь изображена? (Золотая). Почему?
Игра «Осенние слова». Цель: упражнять в подборе имен прилагательных.
— Ребята, придумайте слова об осени. Осень какая? (Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, «очей очарованье».)
— Лес осенью какой? (Задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, опустевший.)
— Вспомните, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бурые, пестрые, сухие.)
Игра «С какого дерева лист?»
Лист клена… кленовый.
Лист березы … березовый.
Лист дуба… дубовый.
Лист осины … осиновый.
– Как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (Листопад.)
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад.
Листья с тополей летят,
Под ногами шелестят.
– Почему деревья сбрасывают листья? (Они так готовятся к зиме).
– Где сейчас больше листьев : на деревьях или на земле? (На земле).
– Как происходит сбрасывание деревом листа? (Ветер отрывает).
– Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться? (Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться).
– Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить? (Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики).
– Как сказать по-другому?
Листья падают (опадают, осыпаются, летят).
Листья шелестят (шумят, шуршат).
– Как вы думаете, листья могут шептаться? Как они это делают? Кто помогает листочкам шептаться? (Ветер). Почему?
– Какой ветер осенью? (Сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный и т. д.)
– Послушайте рассказ М. Пришвина «Листопад», в нем автор рассказывает, как играет ветер осенью.
Листопад
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну.
Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом поляны, от березки к березке.
Вот он остановился, прислушался.
Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется.
Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут-то кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.
– Почему заяц не пошел на поляну и испугался? Как обманывают осенние листья путников и зверей в лесу?
– Придумайте, о чем могут шептаться осенние листья?
– Давайте мы превратимся в осенние листочки. (Подвижная игра с листьями с речевым сопровождением).
Мы, листики осенние,
На дереве висели.
Ветер дунул — полетели,
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Завертел их, закружил
И на место опустил.
– Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали осень?
– Послушайте, как нарисовал осень писатель М. Пришвин.
М. Пришвин
Последние грибы
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, это были последние грибы.
– С чем играл ветер? (С липой, тучей). Что случилось с липой, после того, как ветер поиграл с ней?
– Почему автор сказал липа «выдохнула из себя миллион золотых листиков»? Какие золотые монетки остались висеть на черных ветках липы? Почему автор так сказал?
– Как ветер играл с тучей?
После чтения педагог предлагает детям нарисовать осень. В процессе рисования звучит грамзапись инструментальной пьесы. После педагог совместно с детьми рассматривает рисунки и предлагает составить выставку осенних пейзажей.