Ильнара Валеева
Личностно-ориентированные технологии в процессе внедрения ребенка с РАС в общеобразовательную группу ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированные технологии в процессе внедрения ребенка с РАС в общеобразовательную группу ДОУ
Подготовила:
Воспитатель
Валеева Ильнара Рафиковна
Слайд 1. В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровню детского развития, инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования. Личностно-ориентированный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода успешно работают при организации инклюзивного обучения. В МАДОУ детский сад № 233 с 2017 года реализуется проект, направленный на адаптацию дошкольников с расстройствами аутистического спектра в виде модели «Ресурсная группа» с применением методик прикладного анализа поведения. Включение детей с РАС в общеобразовательную среду — процесс важный, сложный и длительный, требующий пересмотра всей системы работы в ДОУ. В группу направляются дети дошкольного возраста с РАС на основании заключения ПМПК. Предельная наполняемость группы соответствует нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 10 человек. Каждого ребенка сопровождает тьютор. На сегодняшний день в нашем ДОУ 2 ресурсные группы.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Личностно-ориентированные технологии
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В начале учебного года я узнала, что в нашу группу придет ребенок с РАС. В детском саду работаю давно, но опыта работы с такими детьми не было. Появились сомнения и волнение. Конечно, воспитатель проходит курсы по работе с детьми с ОВЗ, но они скорее рассказывают о проблемах, чем, как работать с таким ребенком в обычной группе. Режимные моменты занимают большую часть времени, которое ребенок проводит в детском саду. Утро начинается с прихода деток в детский сад. И с традиционного ритуала приветствия. Соблюдение порядка действий, ритуалов очень важно для ребенка с РАС. Мы здороваемся, улыбаемся, делимся новостями. Утренняя гимнастика является насущной необходимостью для детского организма. Кроме того, гимнастика позволяет проснуться на 100%, дарит заряд бодрости и энергии на весь день. Проводим разминку в виде физических и танцевальных упражнений. С младшей группы наши детки получают знания о том, как правильно умываться, мыть руки, учатся быть опрятными и аккуратными. Усаживаются за столы, каждый на своё место, и завтракают. Как известно, в задачи детского сада входит не только присмотр за детьми и их кормление, но также и образовательная деятельность с детьми, цель которой – всестороннее развитие как физических, так и умственных способностей детей.
После завтрака во всех группах начинаются обучающие и развивающие занятия, соответствующие определённому возрасту воспитанников. У наших детей они проходят по 15-20 минут. Наш особый мальчик занимается с удовольствием, но ему тяжело долго сидеть за столом.
Как правило, после образовательной деятельности, в том случае, если погодные условия позволяют, дети выходят на прогулку. Отправляемся гулять на нашу площадку.
В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В ходе игры у ребенка с РАС активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение. Дети с расстройствами аутистического спектра имеют специфические нарушения в своем развитии, которые, безусловно, сказываются на особенностях игры. Если сравнить игру ребенка с аутизмом и игру обычного ребенка того же возраста, можно увидеть, что ребенок с аутизмом не только отстает, но и игра у него совсем «другая». Его игра, как правило, нефункциональная, несоциализированная, лишена сюжета, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с одними и теми же игрушками, которые используются не по назначению. Из-за коммуникативных и социальных нарушений детей с аутизмом в игре отмечается отсутствие социально-коммуникативной направленности.
У некоторых детей с РАС могут быть сформированы отдельные стереотипные игровые действия. Но они осуществляют их в одиночку, никого не допуская в свою игру и не проявляя интерес к участию в играх других детей. Многие даже не терпят присутствия рядом других детей. Также у детей с аутизмом игровая деятельность может проявляться в однообразных действиях и представлять собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревочками, гайками, ключами и пр.) : пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию или выстраиванию в ряды предметов, переливанию жидкости из одной посуды в другую.
Правильная организация игрового пространства мотивирует детей с РАС на социальное взаимодействие, дает возможность сформировать у них навыки социальной игры, усвоить социальные функции различных игровых предметов, сформировать игровые способы действий с ними.
В ходе обучения используются разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность формирования различных игровых действий. Желательно, чтобы в игровой зоне располагались только те материалы, которые необходимы для организации игрового занятия. Остальные игрушки и игры должны находиться в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать внимание детей от игры.
Таким образом, считаем, что создание «Ресурсных групп» является эффективным способом включения детей с РАС в среду типично развивающихся детей, адаптирует их к условиям детского сада в щадящей форме, позволяет избежать многих проблем, связанных с адаптацией к новой для них среде, способствует быстрому переходу детей в обычные группы дошкольных образовательных учреждений или в школу.