жданова светлана владимировна
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье дошкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». И одним из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада этих технологий. Назначение здоровьесберегающих технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья в дошкольном образовании : существует несколько видов здоровьесберегающих технологий
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с испо
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной
деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности,приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ
В каждой возрастной группе на информационных стендах для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, информационные стенды медицинских работников рассказывают о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это технологии воспитания культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии применяются в различных видах деятельности.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся :
Динамические паузы - рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
Подвижные и спортивные игры – ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация – При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. Главная задача релаксации – снятие стресса или другими словами нервного напряжения, для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах.
Пальчиковая гимнастика – проводится ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз - способствует профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.
Дыхательная гимнастика - играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей. С целью систематического использования дыхательные упражнения рекомендуют включать в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику и физкультурные занятия.
Бодрящая гимнастика- ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»;Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
Корригирущая гимнастика – это несложный тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное расслабление
других. Таким несложным способом можно обеспечить стройность осанки, профилактику сколиоза, а также нормализацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы. В нашем детском саду реализуется как платная образовательная услуга для детей с нарушениями осанки и плоскостопия.
К технологииям обучения здоровому образу жизни относятся :
Организованная образовательная деятельность «Физическая культура» - Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. проводится ежедневно 8-10 мин с музыкальным сопровождением.
Беседы из серии «Здоровье» - Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т. д.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.
К коррекционным здоровьесберегающим технологиям относятся :
Технологии музыкального воздействия – используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Сказкотерапия – Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в группах ДОУ снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой воспитанников.
Артикуляционная гимнастика – необходима для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Арттерапия– суть состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. С одним из методов арт терапии мы Вас сегодня познакомим более подробно.
Психогимнастика – в детских садах психогимнастика используется в виде активных ролевых игр. К примеру, малышам предлагается примерить на себя роль какого-то животного. Ребенок должен без слов продемонстрировать остальным дошкольникам особенности поведения этого животного. Дошкольники с удовольствием воображают себя зайчиками, которые беззаботно прыгают под музыку. Но когда она останавливается, все дети должны принять определенную позу, о которой договаривались перед началом игры. Это тренирует память, координацию движений.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Применение в работе нашего ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Мы стараемся чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.