Maia Майя Bakulina Бакулина
Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Одним из принципов подхода является принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном, активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования. Доказано, что дети дошкольного возраста могут эффективно осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследованию, познанию на основе ощущений; стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых; интерес к той информации, которую можно применять практически; стремление к разнообразию видов деятельности. Проектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанника, взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность в рамках работы ДОУ, выделяем следующие этапы разработки и проведения проекта : Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей. Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»). Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждение плана с семьями воспитанников. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск). Составление вместе с детьми и родителями плана-схемы проведения проекта и размещение ее на информационном стенде. Сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми. Проведение экспериментов, занятий, игр, наблюдений – мероприятий основной части проекта. Домашние задания детям и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации). Организация презентаций проекта (праздник, открытое занятие, выставки работ). Важнейшим видом поисковой деятельности является экспериментирование. Детское экспериментирование это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новы мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. При работе над проектом считаем необходимым научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности. С этой целью используем специальные игры и упражнения, разработанные А. И. Савенковым, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. Работу над проектом строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении книжек-самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет. С их помощью центр экспериментирования в группе пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития детей. Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.