Рязанова Татьяна
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Рязанова Т. П.
МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина г. Тамбов
e-mail: tatyna-1966@yandex.ru
Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать.
Иоганн Вольфганг Гете
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Образовательные технологии в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Процесс изменения в современной национальной политике образования сопровождается существенными изменениями и в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. С введением ФГОС происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сейчас в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Что такое «технология»? [«Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. ] Что такое «педагогическая» и «образовательная» технология? Есть несколько мнений. [«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).] [«Педагогическая технология» - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И. П. Волков)]
[«Педагогическая технология»– это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).]
Понятие педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
Таким образом, [педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. ] Это дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».
[«Образовательная технология» – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. ]
Поясню термин «образовательная технология». Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
Характеризуя «образовательные» и «педагогические» технологии показывает при обзоре разных источников, авторы подразумевают прежде всего технологии обучения. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные инновационные технологии. Из всего набора педагогических и образовательных технологий остановимся на современных технологиях.
Современную технологию характеризуют следующие позиции:
- разрабатывается технология под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);
- цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
- планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
- одной из частей педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. И как следствие в начальной школе, среди приоритетных технологий мы выделяем следующие наиболее характерные современные технологии: личностно-ориентированные технологии,
информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, технология проектной деятельности, технология использования игровых методов, технология уровневой дифференциации,
коллективная система обучения (КСО, тестовые технологии, здоровьесберегающие технологи и мн. др.
Опыт современной начальной школы располагает широким арсеналом применения современных технологий в процессе обучения. В результате применения современных педагогических технологий в начальной школе возросло качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов. Мониторинг выявил положительную динамику формирования у учащихся начальной школы информационных, коммуникативных, рефлексивных компетенций.
Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.
Литература:
Книга:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. : Народное образование, М 1998. - 256 стр.
2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии / М. : Сентябрь, 1996
3. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1991.
Сборники:
5. Болдина М. В. (и др.) Организация инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Сборник методических материалов. - Тамбов, ТОГБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества», 2013,с. 17-23.
6. Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения. -М. :Вита,2011,с14- 17.
7. Молоков Ю. Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО. -1997.- 1. с. 77-81.