Людмила Дворецкая
Лепбук по музыкальному развитию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ЛЕПБУК ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
СТАРШЕЙ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА
ПОЗНАЮ-РАЗВИВАЮСЬ –ТВОРЮ
ПРИМЕНЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Публикация «Лепбук по музыкальному развитию старших дошкольников» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Цель использования лепбука : обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Основные задачи:
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Использование лэпбука в музыкальном развитии
Очень удобно использовать лэпбук, как форму организации в группе, изготовленный в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей старшего и подготовительного возраста в группе в режиме дня, а также в совместной деятельности со взрослыми.
Составляющие лэпбука.
Музыкально-дидактическое пособие лэпбук создан для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А 4, состоящую из шести страниц.
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
• Музыкально-дидактическая попевка-игра «Я шагаю»-первый лист,
• Практический уголок «Хлопай, топай, играй и пой»-второй лист,
• Разворот с заданиями «Слушай, думай, узнавай, высказывайся»,
уголок творчества и фантазии, карточки изученных произведений-два листа,
• Познавательный кармашек «Оркестр народных инструментов»
• Познавательный кармашек «Симфонический оркестр»
•
Описание возможностей использования лэпбука
«Занимательная музыка познаю – развиваюсь-творю».
Музыкально-дидактическая попевка-игра «Я шагаю»
Данный дидактический материал представляет собой изображение лесенки со стрелочками вверх-вниз, изображение девочки, которая может «шагать» по лесенке путем перемещения ее на ступеньки, фиксируя (вставляя) на каждую ступеньку.
Цель:
обогащать музыкальный опыт детей и развивать звуковысотный слух.
Ребенок пропевает,проирывает знакомую ему песенку
Я ШАГАЮ ВВЕРХ, Я ШАГАЮ ВНИЗ, перемещая девочку по ступенькам.
Примечание.
Игра может использоваться как в организованной образовательной деятельности с дошкольниками, так и детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой деятельности.
Практический уголок «Топай, хлопай, играй, пой»обозначен значками, понятными ребенку.
Цель: развитие у детей чувства ритма, звуковысотного слуха, творчества и фантазии.
Ребенок выбирает карточку на соседнем листе с произведением в виде картинки, либо называет сам музыкальный материал, либо сам придумывает музыку, вид действий, будет ли он хлопать, топать, играть на инструментах, составляет ритмический рисунок на магнитах-кружках, определяет на цветных планочках какие звуки будет петь или играть карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши, протопывает, пропевает, самостоятельно делает дыхательную гимнастику «Сдуй снежинки с ладошек»
Примечание
Страница направлена на полностью самостоятельные действия ребенка, но также может использоваться в ознакомлении и закреплении материала вместе со взрослым.
Разворот «Слушай, думай, узнавай высказывайся» обозначен понятными ребенку значками.
Цель: обогащение музыкальных представлений детей, развитие памяти и мышления, творчества и фантазии.
Ребенок предлагает прослушать музыкальное произведение, выбирая карточку внизу листа, либо вспоминает произведение, выбирает карточку, затем характеризует его, пользуясь длинным кармашком, выбирая характеристики и вставляя их в виде карточек, называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку, указывает стрелочкой сбоку изменение динамики произведения, по желанию ставит стрелочку на исполнение сольно, вдвоем, втроем, а также нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки.
Примечание
Целесообразно использовать разворот вместе со взрослым, или группой детей, чтобы помочь ребенку ориентироваться. Но этот раздел может быть использован ребенком для самостоятельной игры, исследования, как и весь лепбук.
Страницы «Оркестр народных инструментов», «Симфонический оркестр»
Цель: обогащение музыкальных представлений детей, развитие речи, развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора детей.
Ребенок рассматривает иллюстации, повторяет названия инструментов, вспоминает, высказывается, поясняет товарищам, дискутирует, поправляет, уточняет ответы на предмет состава оркестра, в какую группу входит инструмент, какой он, как звучит, проявляет инициативу, обращаясь за разъяснениями к взрослым или детям
Алгоритм изготовления лэпбука по музыкальному воспитанию
1. Определение темы, типа лэпбука (групповой, индивидуальный, подгрупповой, назначение (форма музыкального центра, результат проектной деятельности, дидактическое пособие или игра).
2. Содержание (что дети должны освоить или закрепить, обобщить и т. д.).
3. Выбор формата лэпбука (А4, А3, альбомная или книжная ориентация, количество страниц) и изготовление чертежа- разметки лэпбука (продумывание формы, количества кармашков, окошек, мини-книжек, активных вкладок и т. д. и их расположение).
4. Изготовление всех намеченных элементов.
5. Объединение изготовленных элементов в единую папку-лэпбук.
6. Применение лэпбука в работе с детьми.
Преимущества использования лэпбука:
1. Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
2. Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
3. Дошкольник получает, закрепляет необходимую информацию, материал и навыки через деятельность.
4. Вовлекая детей в процесс игры с лэпбуком, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т. д.)
5. Лэпбуки хороши для закрепления материала, дают возможность ребенку самостоятельных действий, а также возможность проявления инициативы, воспитывают умение общаться, спокойно отстаивать мнение, уметь поравлять, доказывать правоту и со взрослыми и с товарищами.
Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности нами получены положительные результаты:
1. Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
2. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
3. У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
4. Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают материал, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.