Гадомская Надежда
Конспект занятия по лексической теме «Одежда, головные уборы. Звук [н] и буква Н»
Лексическая тема : «Одежда, головные уборы». Занятие 2.
«Звук [н] и буква Н»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука [н] в словах. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [н]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [н]. Формирование умения делить двусложные слова на слоги. Знакомство с буквой Н.
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Одежда, головные уборы, Звук [н] и буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, аккуратности при выполнении заданий.
Оборудование. Магнитная доска, мяч, предметные картинки, цветные фишки, счетные палочки, тетради, карандаши.
Предварительная работа. Беседа о назначении одежды, разучивание пальчиковой гимнастики, просмотр мультипликационного фильма «Штанишки с кармашками». Создание альбома с коллекцией тканей, рассматривание и ощупывание лоскутков ткани, введение в активный словарь названий ткани (шерсть, шелк, лен, вельвет, ситец и т. п.).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, организует приветствие.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы умны, бодры, здоровы
И к работе мы готовы.
Логопед: Сегодня мы продолжим разговор по теме «Одежда». Давайте поиграем в мяч. Подумайте, что можно делать с одеждой. Я бросаю мяч. Тот, кто его поймает, говорит, что можно делать с одеждой, и возвращает мяч мне.
Дети должны вспомнить глаголы: носить, надевать, гладить, стирать, чистить, пачкать, вешать в шкаф, шить, украшать и т. п.
2. Игра «Какой, какая, какое?»
Логопед показывает детям кусочки ткани.
-Вспомните, из чего делают ткани.
(Из хлопка, из льна, из шерсти, из синтетических нитей.)
Логопед: Выберите по одному кусочку ткани, скажите мне, как она называется, и расскажите, какая одежда получается из этой ткани.
Дети образуют словосочетания: шерстяные брюки, шелковая блузка, вельветовое платье, льняной пиджак и т. п.
3. Игра «Закончи предложение».
Логопед: Сядет тот, кто закончит предложение. У Марины новое нарядное шелковое. (Платье)
Логопед: Скоро зима, а у Аленки еще нет теплой меховой. (Шубы)
Логопед: Мама вышила разноцветную бабочку на новой Юлиной. (Кофточке.)
Логопед: Андрею и Алеше мама купила по клетчатой. (Рубашке.)
4. Знакомство со звуком [н].
Логопед читает стихотворение:
Нос в веснушках у Наташки,
Наша Ната – первоклашка.
Логопед: Какой звук повторяется чаще других? (Н)
Логопед: Назовите слова, которые начинаются со звука [н]. (Наша, Ната, Наташка, нос)
Логопед. Давайте произнесем звук [н] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук.
Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язык прижимается к небу. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [н] — гласный или согласный? (Согласный.)
Логопед. Верно. Какой фишкой мы будем обозначать этот звук? (Синей.)
Логопед. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой. (Он звонкий)
Логопед. Твердый или мягкий? (Твердый.)
Логопед. Верно. Это согласный твердый звонкий звук.
5. Упражнение «Поймай звук»
Логопед называет слова. Дети хлопают в ладоши, услышав звук [н] : ком, сон, торт, нос, стук, слон, сосна, пила, Римма, сено, весло, банан.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
6. Упражнение «Отберите картинки».
Логопед выставляет на доску предметные картинки.
Логопед: Отберите сначала те картинки, названия которых начинаются на звук [н].
Дети выполняют задание.
Логопед: Названия каких картинок заканчиваются на звук [н]?
7. Физкультминутка.
Логопед приглашает детей на ковер. Дети выполняют движения по тексту.
Хлопаем в ладошки —
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся,
А когда скажу «Вставай»,
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?
8. Упражнение «Что получится?» (звуковой анализ и синтез, слоговой анализ)
Логопед: Что получится, если сначала произнести А, потом Н. (АН)
Логопед: Какой фишкой обозначим звук А, а какой – Н? (выкладывают схему).
Аналогично разбираются слоги ОН, НУ.
Логопед: Если произнести НА, потом – ТА, что получится? (Ната)
Логопед: Разделите имя девочки на слоги.
9. Знакомство с буквой.
Показ буквы Н. Выкладывание из счетных палочек.
Печатание буквы в тетради.
10. Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – (Дети последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки.)
Будем вещи мы стирать:
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
11. Упражнение «Закончи слово».
Логопед предлагает закончить слово звуком [н] и повторить получившееся слово : пио., бана., сы., со., апельси., лимо., бато., стака., дива., океа.
12. Итог занятия. Оценка работы детей.
По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.