Тарновская Валентина
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Лекарственные растения»
ТЕМА:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
(ознакомление детей старшей логопедической группы с окружающим)
Цель: Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их ролью в жизни человека. Закрепить правила поведения в природе.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к лекарственным растениям, игровое творчество, смекалку. Развивать речь, умение отвечать полным предложением, внимательно слушать взрослого и своих товарищей, отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей любознательность, отзывчивость, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, безопасность, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Словарная работа: настои, отвары, иммунитет, травник, фармацевт.
Предварительная работа: чтение сказок и стихов про лекарственные травы («Подорожник», «Мать-и мачеха», «Чертополох» и др., сюжетно-ролевая игра «Аптека», рассматривание иллюстраций и рисование по теме: «Лекарственные травы», загадывание загадок, лепка цветочка – ромашки.
Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений; разрезные картинки для игры «Собери целое из частей»; атрибуты сюжетно-ролевой игры «Аптека»; указка, интерактивная доска, фрагменты мультфильма, мячик. Сюрпризный момент – вход Карлсона. Банка малинового варенья. Сюжетно-ролевая игра «АПТЕКА» (костюм фармацевта, наборы трав (в пачках).
Ход занятия:
(Дети входят в зал под музыку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.
Ребенок:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла долгожданная весна, ярко светит солнышко, весело поют птицы и поэтому у нас сегодня какое настроение? (Хорошее.)
- Мы поздоровались с гостями, значит пожелали им здоровья, а теперь улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь друг с другом молча, то есть с помощью мимики и жестов. (Дети по очереди пожимают руку, кивают головой, машут рукой)
Воспитатель:
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивые, и лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)
Воспитатель: О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети. О лекарственных травах. (Дети садятся на стулья).
Воспитатель. Вот сегодня мы и поговорим о них. Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. А на наших лугах очень много таких растений.
Скажите, дети, вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда отгадайте мои загадки:
Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички
И, как солнышко, глазок. (Ромашки).
Ты растение не тронь-
Жжется больно, как огонь. (Крапива)
Каждый лист мой любит тропки
И обочины дорог,
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два, облысела голова. (Одуванчик)
Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает (Календула)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых,
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай,
Что за травка, отвечай! (Душица)
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт. (Мята)
И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут — через стеночку. (Мать-и-мачеха)
Воспитатель:
Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от разных болезней. У лекарственных растений используют разные части, назовите их.
Дети: Это корень, стебель, листья, цветы. (Ребенок показывает на экране интерактивной доски строение цветка).
Воспитатель: Дети, как называют человека, который собирает лекарственные травы, знает места их произрастания, правила сбора и использования трав? (Травник)
Воспитатель: Дети, какие правила сбора лекарственных трав знаете вы?
1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса. (Потому что травы должны быть сухими, чтобы они не испортились.)
2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Потому что у дороги травы впитывают в себя вредные вещества от выхлопных газов машин.)
3. Сорванные растения нужно складывать в широкую корзину. (Чтобы не помять их, а то выделится сок.)
4. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. (Собирают осторожно, чтобы сохранить их, не топчут, не вырывают с корнем, а аккуратно срезают.)
5. А как нужно сушить травы? (Сушить травы нужно в тенечке, в прохладном проветриваемом помещении, не на солнышке, потому что потеряются витамины, целебные свойства растения.)
6. Хранить травы нужно в сухом месте. (Потому что во влажном помещении, там где рядом вода, они сгниют, испортятся.)
7. При сборе трав нужно хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (Потому что можно отравиться и даже умереть.)
8. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. (Потому что этих растений очень мало на Земле, и они могут исчезнуть.)
Воспитатель:
Отгадайте загадку и узнаете лекарственное растение занесенное в Красную Книгу Подмосковья:
Цветет он весенней порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
Белые горошки
На зеленой ножке.
(Майский ландыш.)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Давайте встанем у стульчиков и разомнемся: (дети выполняют движения согласно тексту четверостишия) :
Солнце поднимается
Цветочек распускается!
Солнышко садится-
Цветочек спать ложится.
Воспитатель: Приглашаю всех поиграть в игру: «Собери лекарственные
растения». У меня перепутались картинки и их нужно восстановить.
Разрезанные картинки лежат в стопке на ковре или на столе. Дети из частей собирают одно целое –(лекарственное растение) и отвечают на вопросы:
Как называется растение?
Какая часть растения полезна?
Воспитатель: Дети, а как быть тем людям, кто не заготовил, не насобирал летом
лекарственных трав? (Купить их в аптеке.)
Воспитатель: Полина, давай ты будешь фармацевтом.
( Ребенок в белом халате стоит за прилавком и читает стихотворение:
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
(Под музыку входит чихающий Карлсон.)
Карлсон: (Продолжает чихать) Здравствуйте, детишки. Это детский сад №30 «ДЕЛЬФИНЕНОК?», СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА? Мне сказали, что вы хорошо знаете лечебные травы и можете помочь мне поправить здоровье. Совсем что-то разболелся: чихаю, кашляю, болит голова, болит горло!
Воспитатель: Дети, поможем Карлсону? Давайте мы спросим, что у него болит?
1-ый ребенок: Карлсон, что у тебя болит?
Карлсон: У меня болит горло.
1-ый ребенок идет в аптеку. Дайте мне, пожалуйста, траву ромашки и календулы. (Подходит к Карлсону). Возьми, будешь отваром этих трав полоскать горло.
Карлсон: Меня еще мучает сильный кашель.
2-ый ребенок идет в аптеку: Дайте мне, пожалуйста, траву мать-и-мачехи и подорожника. (Подходит к Карлсону) Возьми, это травы от простуды, от кашля.
3-ий ребенок Саша: Карлсон, что у тебя болит?
Карлсон: У меня слабость во всем теле.
3-ый ребенок идет в аптеку: Дайте мне, пожалуйста, траву крапивы и одуванчика. (Подходит к Карлсону). Пей отвар этих трав, это для укрепления иммунитета. Чтобы у тебя были силы.
Карлсон: «Ох, сразу легче стало дышать, вся болезнь с потом вышла, вот и жар спал, голова не болит. Спасибо Вам, друзья, я совершенно здоров!»
А раз вы мне помогли, то я хочу с вами поиграть в интересную игру, которая называется «Лекарственное – не лекарственное». Если это лекарственное растение, то нужно поймать мяч. А если не лекарственное растение, то мяч ловить не надо. Правила игры понятны? Тогда начинаем: Календула, вороний глаз, одуванчик, воздушный шарик, ромашка, рюшка, крапива, соринка, лопух, петух, волчье лыко и т. д.
Карлсон: Спасибо, вам, дети! Мне было с вами интересно, до новых встреч!
Воспитатель: А мы хотим тебе подарить банку малинового варенья. Больше не болей.
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили? Что нового и интересного узнали?
Дети:(Мы говорили о лекарственных растения и узнали, что лекарственные растения нужны, чтобы помочь людям себя вылечить, чтобы не пить горькие лекарства, чтобы не ставить уколы, чтобы заботиться о своем здоровье).
Воспитатель:
Дети! Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть.
(Дети прощаются с гостями)
Воспитатель: А я вас, дорогие гости, приглашаем отпить полезного зеленого чая.
Пейте на здоровье и отгадывайте из каких он трав?