Елена Милушова
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лекарственные растения-наши доктора»
Цель:
Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях.
Задачи:
Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление, творческое воображение и коммуникативное общение на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.
Публикация «Конспект НОД „Лекарственные растения — наши доктора“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Расширять представления детей о пользе лекарственных растений, правильно называть и узнавать их (на картинках, в сушеном виде, запаху, вкусу). Систематизировать знания детей, стимулировать интерес к природе.
Воспитывать у детей экологическую культуру, желание активно беречь и защищать природу.
Словарь: лекарственные травы; подорожник, лопух, ромашка, зверобой, душица.
Оборудование: компьютер для презентации лекарственных растений, коробки с засушенными растениями по количеству детей, воздушный шарик, конверт с письмом, карточки с правилами сбора трав, засушенные травы (зверобой, ромашка,душица и т. д)
Ход НОД.
(Дети играют. Открывается дверь и залетает воздушный шар с конвертом)
Воспитатель:
Ой, дети, что это такое? На воздушном шарике к нам прилетело письмо. Интересно, для кого оно? Здесь написано: для детей подготовительной группы детского сада «Ручеек».
-Вы хотите узнать, что находится в конверте? (Да)
-Тогда внимательно слушайте.
(открываю конверт и читаю письмо)
«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Пишет вам Лесовик. Мне много рассказывали про вас, что вы очень любознательные, трудолюбивые, помогаете старшим и маленьким и поэтому, я приглашаю вас в свой сказочный лес. Но попасть в лес можно только с помощью волшебной палочки, которая находится в конверте. Надо взмахнуть волшебной палочкой, закрыть глаза и произнести такое заклинание:
«Ну – ка палочка, кружись,
Побыстрее торопись.
В лес волшебный отведи,
Все интересное детям покажи»
(Под фонограмму "Звуки леса"дети идут друг за другом, делая массаж спины впереди идущему, останавливаются и произносят волшебное заклинание.)
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в сказочном лесу.
(на полке лежат засушенные растения)
Посмотрите, как много здесь интересного! (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).
-Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”.
-Как вы понимаете эти слова? (размышления детей).
-Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. Сыздавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.
Всё целебно: лес, луга, поля.
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны!
Воспитатель: Давайте мы их внимательно рассмотрим
(презентация лекарственных трав)
(показ картинки подорожника)
-Как вы думаете, как называется это растение? -Правильно, подорожник.
-А где его можно встретить?
-Да дети, подорожник можно встретить и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего растёт возле дорог. Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей).
-Какие листья у подорожника?
-Правильно, дети, листья у подорожника плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что?
-Правильно, семена.
- Почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.
-Как вы думаете, что можно лечить подорожником?
-Все верно дети, при порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу еще одно растение. Я уверена, вы его узнаете (показ картинки лопуха).
-Что это за растение? (лопух).
-Правильно, это обыкновенный лопух.
-А где можно встретить его? (ответы детей)
-Мы его встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов.
-А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).
-Колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.
-Давайте его рассмотрим.
-Дети, скажите какой стебель у лопуха?
- Правильно дети, у лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками.
-А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух медоносом. Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям.
Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит лопух? (ответы детей)
-Правильно дети, если вы поранитесь – приложите лопух к ранке, то она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком, и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.
-А сейчас мы отдохнем.
Физминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Зверобой, душица, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся)
Воспитатель: Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.
Загадка о ромашке
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка)
-Правильно, ромашка.
-А как вы догадались? (ответы детей)
-Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей).
-Верно дети, ромашка промоет ранку, поможет больному животику.
-Воспитатель: (показ растения зверобой)
-Как называется это растение? (ответы детей)
– Правильно, это растение называют зверобой.
-Как вы думаете почему? (предположения детей)
Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Давайте рассмотрим это растение.
-Какой стебель у зверобоя?
-Правильно, дети, стебель у зверобоя прямой, ветвистый, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы, что вы видите? (ответы детей).
-Да, они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа.
- Где растет это растение?
-Дети, растение зверобой растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.
-Так чем же полезен зверобой? (ответы детей)
-Правильно, дети, недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.
Воспитатель: Что это за растение? (показ душицы)
-Правильно, душица.
-Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте.
-Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей)
-Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Растет, так же, как и зверобой на лесных полянах, опушках.
-Как вы думаете, чем полезна душица?
-Душицу используют при головных болях, бессоннице. Чай, заваренный этой травой, душистый, также очень полезный. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Воспитатель: Много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
-А теперь мы с вами поиграем.
Игра «Определи по запаху»
Ребята, у вас в коробочках лежат засушенные растения. По запаху вы должны отгадать названия растений. (дети нюхают коробочки, не заглядывая в них)
-Как вы думаете, какие растения лежат в коробочках?
-Правильно, в одной коробочке лежит зверобой, в другой душица, а в третьей - ромашка.
Воспитатель:Дети, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? (ответы детей).
-Да, вы правы, собирание лечебных, целебных трав целая наука. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.
Правила поведения при сборе лекарственных растений:
1. Нельзя рвать много растений
2. Нельзя собирать растения возле железных дорог
3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
4. Нельзя пробовать растения на вкус
5. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог
6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
(Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило)
Воспитатель: Еще из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи, и мы с вами сегодня из трав приготовим целебный напиток «Здоровье»
(Заваривание чая из сушенных растений зверобоя и душицы, чаепитие)
Воспитатель: Молодцы, дети! За то, что вы так много знаете, Лесовичок оставил для вас книгу, которая называется «Лекарственные растения». Из нее вы узнаете еще больше полезных трав, узнаете, где и как их применять. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад..
(Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети закрывают глаза, произносят заклинание)
«Ну – ка, палочка, кружись,
Побыстрее торопись.
Задержалась детвора
В детский сад спешить пора»
Воспитатель: Дети, вот мы с вами опять в своем любимом садике.
-Что больше всего вам понравилось?
-Молодцы, я вами очень довольна.
(Сюжетно-ролевая игра в "Аптеку")
Литература:
1. Л. В Пастушенков «Лекарственные растения и их использование в народной медицине и быту»
2. Л. А. Скляровский «Лекарственные растения в быту»
3. Л. И. Грехова «В союзе с природой»