Светлана Птица
Конспект занятия «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.
Задачи: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека;
учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;
Публикация «Конспект занятия „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.
Оборудование: ширма, игрушка-медведь, «Волшебная книга», стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, засушенные лекарственные растения, картинки с изображением лекарственных растений.
Ход.
_Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
«Смотрите, кто справа,
Смотрите, кто справа?
Это наш друг.
А кто там слева,
А кто там слева?
Это наш друг.
И скажем вместе: «Привет!»
-Ой – ой – ой!
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то охает и плачет. Посмотрите, да это же Мишка. Что случилось?
Мишка: Здравствуйте. Ой, ребята, помогите!
Заболел серьезно я.
Подскажите, что мне делать?
Дети: Нужно лечиться.
Мишка: А как?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Животные, а так же и люди лечатся различными растениями.
А как называются такие растения, ребята?
Дети: Лекарственные растения.
Мишка: Но какие лекарственные растения нужны чтобы вылечить горло? Что же делать?
Воспитатель: Я знаю. У меня есть «Волшебная книга», с помощью нее мы отправимся в путешествие в страну лекарственных растений и сможем помочь Мишке.
-Вы готовы отправиться в путешествие?
-Но должна вас предупредить, что путешествие будет не простым, впереди нас ждут сложные задания, справитесь?
-Тогда откроем «Волшебную книгу.
Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку».
Она расположена недалеко нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки. Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь поудобнее.
-У каждого на стульчиках лежат картинка с лекарственным растением.
Посмотрите внимательно и назовите это растение и мы его увидим на экране.
(ответы детей.)
Воспитатель: Вот получилась настоящая «Зеленая аптека» с лекарственными растениями.
-Я открываю следующую страничку. Это страничка загадок и отгадок.
На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг зашуршал
И развеял этот шар?
(Одуванчик).
Мишка: Нет это мой шарик.
Я гуляю на лужке
Покажите шарик мне.
Как растет он расскажите.
И какой он покажите.
Воспитатель: Дети, кто покажет и расскажет о одуванчике.
Дети: Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель, резные листья и желтый цветок. (Сопровождается показом на экране.)
Мишка: А все понятно, я видел такой цветочек.
Воспитатель: А сейчас послушайте я расскажу, чем полезен он.
В листьях много витаминов и клетчатки. Улучшается аппетит. Листья немного горчат, но именно горечь очень полезна. Если хотите избавиться от нее, подержите листья в подсоленной воде в течение нескольких минут. А еще листья и корни помогают при кашле.
Мишка: Какое полезное растение!
Воспитатель: Мишка, а дети знают и стихотворение о одуванчике.
Ребенок: Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик
Он везде произростает, его даже дети знают.
Аппетит он улучшает, и при кашле помогает.
Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека.
Мишка: Ой, сколько я нового и полезного узнал об одуванчике.
Воспитатель: А вот загадка о другом лекарственном растении.
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
(Ромашка.)
Мишка: Да это же моя белая рубашка.
Воспитатель: Нет это растение!
Мишка: Золотая серединка,
Много белых лепестков
Что же если не моя рубашка?
Воспитатель: Тот цветок зовут … (Ромашка).
Воспитатель: Правильно, а кто хочет для Мишки рассказать об этой красавице?
Ребенок: Ромашка растет на лугу, полянке, у речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый.
Листья узкие и похожи на укроп. Цветочки маленькие и их много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.
Воспитатель: А сейчас послушайте, почему же ее называют лекарственным растением.
Ромашка – лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы.
Мишка: Да вот какое растение мне нужно.
Воспитатель: А вот послушай Миша стихотворение о ромашке.
Ребенок: Если случится тебе простудится,
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Мишка: Я все запомнил.
Воспитатель: Послушайте последнюю загадку на этой страничке.
Растет на клумбе огонек,
Оранжевый цветок.
Ты отыщи его дружок.
Он очень нужный огонек.
(Календула.)
Мишка: А, я ничего не знаю об этом растении.
И никогда не видел. Покажите и расскажите об этом ярком и нужном растении.
Ребенок: Календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, продолговатые листья и яркий оранжевый цветок.
Воспитатель: Верно, а кто из вас помнит, как в народе называют это растение? (Ноготки).
Воспитатель: Потому что семена, которые собирают, похожи на скрученные, изогнутые ноготки.
Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.
А кто расскажет стихотворение о календуле?
Ребенок: По цветкам, есть знатоки?
Кто же это ноготки.
Лепестки у них сорвите,
Потом горло полощите.
При ангине, при простуде
Лучше доктора не будет!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали и о растениях рассказали.
Давайте теперь отдохнем и превратимся в цветочки.
Физкультминутка.
Наши нежные цветы
Распускают лепестки.
Ветерок, чудь дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Открываем новую страничку книги.
Воспитатель: А здесь пакетик с сухим лекарственным растением.
Ребята, люди собирают и высушивают вот так растения для того чтобы можно было лечится круглый год.
Сейчас мы поиграем в игру: «Назови лекарственное растение».
Вы выберите себе пакетик с растением и назовите Мишке, как оно называется.
Мишка: Сколько много знают ребята о лекарственных растениях.
Воспитатель: Открываем следующую страничку нашей «Волшебной книги».
А здесь игра: «Собери лекарственное растение из частей».
(Дети собирают и называют).
Мишка: Ой, полянка получилась!
И красива и светла.
Научите меня детки,
Где полезная трава.
Воспитатель: А в нашей аптеке есть минилаборатория. В лаборатории готовят настои из лекарственных трав.
-Проходите в лабораторию, сейчас вы должны внимательно наблюдать и помогать мне.
-Из каких растений будем готовить настой? (Из ромашки и календулы.)
-Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать горло, промыть носик.
-И так, что мы будем готовить? (Настой из лекарственных трав.)
-Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него 1 столовую ложку лекарственного растения.
(Дети выполняют.)
-А теперь я залью травы кипятком. Настой называется «настоем», потому что он должен настояться.
-Скажите, вода, которой я заливала травы, какого была цвета?
(Прозрачной, бесцветной.)
-Теперь накроем настой крышкой и посмотрим как изменяется цвет воды. (Вода меняет цвет.)
-Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получился настой, которым можно лечиться.
Мишка: Спасибо вам, ребята. Я все запомнил.
Воспитатель: Сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад из «Зеленой аптеки». Мы много узнали и многому научились.
Мишка: Благодарен очень вам,
Что помочь смогу друзьям.
Знаю все теперь, как вы,
Про полезные цветы.
С вами было так интересно, но мне нужно идти горлышко свое лечить.
До свидания.